Сын портного не пошёл по семейным стопам, а поднялся на фурнитуре.
Россия во второй половине XIX века была страной униформированной. Мундиры и фуражки носили не только военные, но и чиновники, и студенты, и гимназисты. Причём разнообразие униформы было весьма велико, и ассортимент требовавшихся для неё аксессуаров тоже был немалым.
Так что производство пуговиц для форменной одежды и кокард для фуражек являлось бизнесом отнюдь не мелким и не настолько узко заточенным, как может показаться с современной точки зрения. И Александр Иванович Вундер, владелец пуговичной фабрики на Васильевском острове, был предпринимателем успешным и зажиточным.
Семейные истоки
В принципе, понять, почему он занялся производством именно такого товара, можно вполне. Отец — Иоганн Дитрих Вундер — был портным. Причём, судя по всему, далеко не последнего разбора. Во всяком случае, он мог себе позволить жильё и мастерскую в самом центре, на Малой Садовой. А значит, по логике вещей, заказов на мундиры — чиновничьи и военные — у него должно было быть немало. Так что разнообразные пуговицы — с гербами и без, металлические, стеклянные и костяные — в его доме должны были водиться в избытке, становясь периодически игрушками его детей.
Справедливости ради, нужно сказать, что Александр Вундер перенимать профессию отца желанием не горел. Намного привлекательнее казалось ему аптекарское дело.
Так что по достижении совершеннолетия он устроился работать в аптеку на Каменном острове, став сперва помощником провизора, а потом приказчиком. Но денег это приносило немного, а жизнь в имперской столице — удовольствие недешёвое. К тому же начали складываться романтические отношения с юной Луизой Юнгарт, дочерью мастерового из петербургской немецкой общины.
Так что в качестве побочного приработка Вундер–младший организовал небольшую пуговичную мастерскую, прямо во дворе своего дома на Каменноостровском, 39. Полдесятка рабочих и один–единственный пресс.
Пуговица на Васильевский привела
Основными покупателями продукции этого микропредприятия поначалу были отец Александра и другие портные–немцы, для которых национальная солидарность значила подчас больше, чем интересы бизнеса. Однако со временем заказов становилось всё больше. Так что уже в середине 1870–х Александр Иванович, которому к тому времени стукнуло тридцать, перебрался на Васильевский, где купил на 16–й линии небольшой деревянный домик, а при нём — хороший кусок земли с хозяйственными помещениями, в которых разместилось пуговичное производство. Теперь это была уже не мастерская, а настоящий завод, на котором трудилось почти 30 рабочих. А Александр числился не аптекарским приказчиком, а купцом 2–й гильдии.
Между тем росло не только производство, но и семья. В 1873 году Александр и Луиза обвенчались, и вскоре на свет появились две дочери, а супруги мечтали ещё и о сыне. Жильё требовалось попросторнее. Так что семья Вундер сменила место жительства ещё раз, переехав в добротный и просторный двухэтажный особняк на 13–й линии, 22.
Подрос и заводик. Стало больше и оборудования, и рабочих — под сотню человек трудилось на Вундера. А ещё появились крупные заказы, в том числе государственные, ведомственные. Кроме металлических пуговиц — оловянных и медных — в ассортименте теперь были кокарды, пряжки ремней, должностные, полковые и академические знаки. Добрая половина столичных чиновников застёгивала свои мундиры на вундеровские пуговицы.
И характер тоже железный
Удалось отхватить и заказ на изготовление холодного оружия — кортиков и сабель. Клинки для них заказывались у серьёзных производителей — золингеновские и люнешлоссовские, но дорабатывались и снабжались рукоятями и ножнами уже в цеху на Васильевском.
К этому времени, кстати, производство получило и собственное имя — Фабрика металлических изделий и холодного оружия "Братья Вундер". Братьев у Александра Ивановича не было, так что по сию пору остаётся загадкой, почему он так назвал своё предприятие. То ли ради солидности, то ли вследствие каких–то личных причин.
Чтобы справиться с возрастающим потоком заказов, Александр Иванович решился на ещё один переезд и купил у фабриканта Карла Прейса доходный дом на 14–й линии, 89, и металлический завод на прилегающей к нему территории. Но оценить результаты очередного укрупнения производства не успел. В августе 1892 года его не стало.
Вдова Вундер, родив долгожданного сына уже после смерти супруга, внезапно оказалась не мягкохарактерной домохозяйкой, а настоящей железной леди и взяла управление предприятием на себя.
Через некоторое время она вышла замуж во второй раз, но не сменила ни фамилию, ни название предприятия. А в 1913 году передала бразды правления сыну. Так что, говоря "Братья Вундер", нужно понимать — отец, вдова и сын.
Фабрика на 14–й линии не сохранилась, последний её цех был снесён несколько лет назад, а четырёхэтажный доходный дом стоит по сей день, хоть и выглядит ветхим на фоне соседней новостройки. Это единственный вундеровский адрес, по которому сохранилось историческое здание, непосредственно связанное с именем пуговичного фабриканта.