Во-льготная жизнь: преференции спасли IT-рынок от краха

Несмотря на страшные про­гнозы, IT-рынку удалось удержаться от двузначного падения и даже выпросить префе­ренции от государства. Ещё летом намечались чуть ли не похороны российского IT. IDC, самая автори­тетная компания, считающая объё­мы IT-рынка в РФ, тогда предсказы­вала падение на 30%. Однако по ито­гам III квартала не всё так плохо. Глава совета директоров "СёрчИнформ" Лев Матвеев и вовсе заявля­ет, что одеяло на себя перетягивать не стоит, другие отрасли пострадали сильнее. В IDC тоже смягчили при­говор нашему IT. По сентябрьским прогнозам, рынок просядет лишь на 8,2% (в 2019 году был рост — 4%) и составит около $22,5 млрд.

Спасение неутопающих

Как бы то ни было, льгот удалось добиться. Изучив данные ЦБ о финансовых потоках за апрель, Минкомсвязи забило тревогу. IT-отрасль стремительно теряла доходы: в сфе­ре телекоммуникаций — на 35,3%, в разработке ПО и консалтинговых услуг — на 34,8%, в области информтехнологий — на 26,9%, в производ­стве компьютеров, электронных и оптических изделий — на 23,6%.
Тревожные показатели стали сти­мулом для разработки пакета мер поддержки. Так — буквально с испугу — Россия стала одной из са­мых комфортных налоговых юрис­дикций в мире для IT-компаний. Со­гласно новому налоговому режиму, компаниям, продукты которых за­регистрированы в реестре россий­ского ПО, НДС платить не придётся. Ставка страховых взносов снизится с 14 до 7,6% (для аккредитованных компаний, 90% доходов которых приходится на ПО), налог на при­быль — с 20 до 3% (для аккредитован­ных российских компаний). Основные издержки IT-компаний (более 80%) — на оплату труда и налоговые выплаты, поэтому участники рын­ка довольны. Но есть и оговорки: на­пример, для получения льгот по НДС нужно входить в реестр отечествен­ного ПО. Эффективность новых нало­говых ставок оценим позже — зара­ботают они с началом 2021 года.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Но тогда было чего пугаться. В пер­вую волну пандемии крупные за­казчики IT-рынка — нефтяной сек­тор, госкомпании и госучрежде­ния — сократили свои IT-бюджеты более чем на 20%, подсчитали в АРПП "Отечественный софт". Сроки опла­ты контрактов в 50% случаев были перенесены, при этом 10–15 % дого­воров расторгнуты, а новые не заключались. "Весной реализация IT–проектов практически полностью бы­ла приостановлена в туризме, обще­пите, стройке и других, — подчёрки­вает Ренат Лашин, исполнительный директор ассоциации "Отечествен­ный софт". — Петербург и Ленобласть не исключение, так как концентра­ция IT-компаний здесь традиционно одна из самых высоких в России".
Однако затем многие компании смогли адаптироваться к новой ре­альности и показать неплохую ди­намику. К осени ситуация стала ме­няться в лучшую сторону, и в Мониторинге отраслевых финансо­вых потоков Банка России с конца сентября — начала октября стала отмечаться положительная дина­мика по направлению "Разработка компьютерного ПО".
IT-компании не только сами пере­ходили на удалёнку — легко за счёт того, что по "смешанной" модели (частично в офисе и из дома) рабо­тают уже давно. Они помогали пере­строиться и другим. "Начали обсуж­даться quick–win проекты, которые могли показать быстрый результат и изменить ситуацию: технологии для реорганизации цепей поставок, e-commerce, обеспечение дистанта. Появился пласт проектов по под­держке работы удалённой команды: координации, мотивации", — отме­чает гендиректор ГК "Корус Консал­тинг" Александр Рахманов.
Ряд петербургских компаний даже сообщили о том, что несколько круп­ных сделок получилось заключить удалённо. "В среднем в 2020 году IT–отрасль будет испытывать спад, но по сравнению со многими дру­гими секторами она будет работать гораздо лучше", — заключает вице–президент и гендиректор IDC в Рос­сии и СНГ Роберт Фариш.

Умные каски

"Искусственный интеллект", "боль­шие данные", "интернет вещей" — уже не просто модные словечки с деловых завтраков Германа Гре­фа. Они обрели практическое при­менение и реального покупателя. Самоизоляция кратно усилила потребность в удалённом обслужива­нии клиентов, возросшая нагрузка на call–центры сделала использова­ние чат-ботов и голосовых роботов безальтернативным. Чтобы избе­жать "цифрового нигилизма" (ког­да клиент бросает трубку или про­сит перевести на "живого" опера­тора), компании развивают техно­логию искусственного интеллекта, позволяющую роботам эффективнее обрабатывать запросы. Так, соглас­но исследованию Accenture, рынок чат-ботов в России ожидает ежегод­ный прирост на 30% в течение бли­жайших 3 лет (в 2019 году он соста­вил около 1,5 млрд рублей).
Продвигать ИИ стали и в более консервативных сферах, в том чис­ле в медицине. Нейросети, распозна­ющие патологии по рентгеновским снимкам, существуют в России уже год–два, однако обратили внимание на технологию только в связи с панде­мией. Теперь искусственный интел­лект тренируют распознавать COVID по звуку кашля и снимкам лёгких.
Сложности внедрения 5G в России существенно тормозят развитие рынка IoT (интернета вещей), одна­ко его объём в 2019-м всё равно вы­рос на 21%, до 64 млрд рублей, по дан­ным J’son & Partners. Умные часы и каски на стройке, в ретейле, в добывающей промышленности приоб­рели актуальность: это новый способ удалённого контроля рабочих.
Самые "цифровизированные" ком­пании — банковский сектор (ВТБ, "Сбер"), госкорпорации ("Росатом", "Ростелеком"), нефтяники ("Газпром нефть", "Сибур") — уже предлага­ют диджитал-продукты собствен­ной разработки. Вполне возможно, что скоро на смену термину "цифровизация" придёт другой — "айтификация". Тогда самые успешные пред­приятия не просто будут внедрять новые технологии, они будут сами становиться IT-компаниями.
Наша задача — поддержка бизнеса во всех начинаниях. Чтобы красивые названия превратились в реальные процессы, необходима масштабная инфраструктура.
Алексей Поперлюков
генеральный директор, "Газпромнефть–Цифровые решения"
Мы очень давно понимали: всё, что касается рынка электронного взаимодействия с покупателем, будет развиваться. Поэтому создали направление, связанное с омниканальным взаимодействием с покупателями, с e–commerce. Этот год превзошёл все ожидания.
Александр Рахманов
генеральный директор, "Корус Консалтинг"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .