Иван Воронцов Все статьи автора
4 декабря 2020, 16:40 201

За картонным фасадом: что затягивает в кризис леспром Северо-Запада

Говоря о лесоперерабатываю­щем комплексе, мы обычно представляем себе бесконеч­ные товарные составы, везущие не­обработанные стволы деревьев к гра­нице. Российский экспорт круглого леса действительно огромен, и важ­ным событием уходящего года ста­ло решение об его ограничении. Од­нако если говорить о деньгах и объ­ёмах производства, то отечествен­ный ЛПК — это прежде всего бумага, картон и фанера. В масштабах стра­ны целлюлозно-бумажная промыш­ленность занимает 60–70% всего ЛПК. Петербурга и Ленобласти это касает­ся в первую очередь.

ТОП-100 — 2020

ТОП-100 — 2020

17085

Деньги — это бумага

"Это очень большие предприятия, потребляющие очень много энер­гии, воды, химии. Гиганты, осно­ва промышленности. Никакие про­изводства фанеры или лесопильные фабрики даже близко не сравнятся с их мощностями. И в мире пример­но так же. Хотя большой вопрос — от­носить ли целлюлозно-бумажную промышленность к ЛПК. Ведь, кро­ме как по сырью, она не пересекает­ся с ЛПК. Причём в структуре затрат у них сырьё занимает далеко не са­мое первое место. По большому сче­ту ЦБК ведь не важно, что перераба­тывать. Это могут быть любые рас­тительные полимеры", — указывает на двусмысленность ситуации гене­ральный директор ООО "Националь­ное лесное агентство развития и ин­вестиций" Виталий Липский.

Ещё один парадокс состоит в том, что при огромных оборотах бумаж­ная отрасль медленно, но верно про­валивается в системный кризис. Потребление бумаги в мире падает — да­ёт о себе знать повсеместная цифрови­зация. Ликвидным товаром в первую очередь остаются картон и различные виды упаковки. Пандемия коронави­руса стимулировала спрос на салфет­ки, туалетную бумагу и прочую ги­гиеническую продукцию. Это дало возможность некоторым ЦБК нарас­тить производство и получить крат­ковременную прибыль. Но это имен­но кратковременный тренд, а не се­рьёзная тенденция к росту.

В целом мировой рынок перенасы­щен всеми видами бумаги. Запад­ный мир вполне обеспечивает себя сам, единственным устойчиво ра­стущим рынком в последние годы оставался Китай и Юго-Восточная Азия в целом. На него и переориен­тировались отечественные экспор­тёры, в первую очередь "Илим". Од­нако китайцы принялись довольно активно развивать собственное про­изводство, что незамедлительно ока­зало влияние на финансовые показа­тели российских компаний. "Илим" в 2019 году показал сокращение вы­ручки на 21%, чистой прибыли — на 41%.

Коронавирус катастрофиче­ски обрушил китайский рынок, так что результаты 2020 года грозят быть ещё печальнее. Не только для "Илима", но и для остальных игроков. Со­гласно отчётам Росстата, индекс про­мышленного производства в катего­рии "Бумага и бумажные изделия" за первые три квартала 2020-го составил 101% по отношению к первым девяти месяцам 2019-го. Оборот компаний при этом упал на 1,1%. По Петербургу разрыв ещё значительнее: при ИПП 105,4% обо­рот лишь 65,2%. По Ленинградской области ИПП — 103,2%, оборот — 99%. Стоит учесть, что всё это происходит в условиях девальвации рубля, когда экспорт стал значительно выгоднее. Однако сверхприбылей на бумажном рынке не наблюдается.

Китай поджимает

Куда заметнее положительный эф­фект девальвации проявляется в ка­тегории "Изделия из дерева и проб­ки, кроме мебели, изделий из солом­ки и материалов для плетения, обра­ботка древесины". По Петербургу, при сокращении ИПП на 7%, оборот вырос на 1,3%. В Ленинградской об­ласти ИПП ухнул вниз сразу на 10,3%, но оборот при этом сократился чуть менее значительно, на 8,9%.

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

"Не хватит — намоем": победитель проекта ТОП-100 — 2020

1235
Владимир Герасимов

"Всё, что связано с переработкой до­рогого сырья (фанерный кряж, пило­вочник), — довольно доходные сферы, потому что это востребовано во всём мире. Всё, что связано с балансами, дровяной древесиной, производ­ством плит, менее доходно и ориен­тировано на внутренний рынок. Тра­диционно очень высокомаржиналь­ная отрасль — производство фанеры. Её научились продавать дорого", — рассказывает Виталий Липский.

Крупнейшему производителю фа­неры — компании "Свеза" пришлось справляться как со специфическими вызовами лесозаготовителей (ано­мально тёплая зима не давала нор­мально вывозить лес с дальних де­лянок, к которым не проложены до­роги), так и с общими сложностями нового времени. Общий объём затрат на противоэпидемиологические ме­ры в компании оценивают в 55 млн рублей.

"Следует признать, что сни­жение объёмов у нас произошло — порядка 10%. Это соответствует про­гнозному показателю падения ми­рового рынка фанеры. При этом худ­шие прогнозы не сбылись и обвала российской и мировой экономики не произошло. Помогла и развитая сеть поставок. Дело в том, что панде­мия проходила по планете неравно­мерно и, когда в Европе был введён самый жесткий карантин, азиатские экономики уже восстанавливались. Это дало нам возможность переори­ентировать потоки. Так, экспорт на­шей продукции в страны Восточной и Юго–Восточной Азии вырос за пер­вые 9 месяцев 2020 года больше чем в 2 раза — до 47 тыс. м3", — рассказал "ДП" генеральный директор "Свезы" Анатолий Фришман.

В структуре продаж "Свезы" доля поставок на экспорт составляет порядка 70%, что ти­пично для ЛПК Северо–Запада и Рос­сии в целом. Признавая, что курсо­вая разница делает продажи за рубеж более выгодными, предпринимате­ли тут же оговариваются, что счита­ют это своеобразной компенсацией за падение спроса и снижение цен. Тем временем на горизонте уже ма­ячит новая угроза — сужение азиат­ского рынка, столь выгодного всем сейчас. "Китай 20 лет назад вообще не производил фанеру. А сейчас произ­водит 118 млн кубов в год. Это 50% ми­рового рынка! Большую часть страна потребляет внутри. Они используют мягкую древесину, поэтому фанера не очень высокого качества. Но тем не менее", — предостерегает Вита­лий Липский.

"Талион Терра" — самый крупный завод по производству ЛВЛ (LVL — laminated veneer lumber) в Европе с производительностью 150 тыс. м3 в год.
Александр Ебралидзе
Александр Ебралидзе
генеральный директор, "СТОД"
Более 25 лет мы поставляем крупным российским и международным компаниям бумажную продукцию. Из года в год мы сохраняем высокое качество нашей продукции.
Яков Гозман
Яков Гозман
генеральный директор, "Старлесс Трейд"

Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама