Для предприятий тяжпрома в Петербурге ключевым заказчиком остаётся энергетика и нефтегазовый сектор. И хотя цены на энергоносители упали, драматического сокращения инвестпрограмм это не спровоцировало. Кроме того, производителям благоприятствуют федеральные власти. В июле глава Минпромторга Денис Мантуров предложил создать в городе кластер энергомашиностроения, желая склонить к объединению усилий "Силовые машины", "РЭП Холдинг" и Кировский завод.
Тягачи промышленности
Последний, правда, уже давно больше зарабатывает на проектах для сельского хозяйства — половину выручки группы обеспечивает входящий в неё Петербургский тракторный завод. Консолидированная выручка группы в 2019 году составила 30,4 млрд рублей, чистая прибыль — свыше 700 млн. По словам гендиректора Георгия Семененко, эти показатели могут вырасти ещё на 10%. "Первое полугодие у нас лучше первого полугодия 2019-го, и по итогам года мы также ожидаем положительную динамику", — заявил Семененко. В спину Петербургскому тракторному заводу уже дышит колпинское предприятие "ИЗ–Картэкс им. Коробкова", работающее на базе Ижорских заводов. В 2016 году компания вошла в машиностроительный дивизион Газпромбанка и с тех пор последовательно наращивала объём заказов. Если в 2015 году выручка составляла 3,4 млрд рублей, то в 2019-м — уже 14 млрд.
При этом заметно потеснился в 2019 году иностранный производитель. Выручка завода по изготовлению машин и оборудования для до бычи полезных ископаемых "Катерпиллар Тосно" упала с 8,4 млрд до 5,3 млрд рублей. Не принёс позитива и 2020 год. "Повышение курса местных валют из-за снижения мировых цен на нефть отрицательно влияет на динамику", — указывал в апреле Александр Шишакин, директор подразделения землеройной техники Caterpillar в России.
Турбинные интриги
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Самой же сложной задачкой для менеджмента в 2019–2020 годах можно считать ситуацию на предприятиях АО "Силовые машины" Алексея Мордашова. Из-за санкций был приостановлен крупный заказ во Вьетнаме, а компания показала в 2018 году убыток 52,1 млрд рублей. В 2019-м его удалось сократить до 21,7 млрд, а за первое полугодие 2020-го — показать прибыль 2 млрд рублей. "Положительная динамика достигнута за счёт снятия барьеров и препятствий для исполнения текущего портфеля проектов с навёрстыванием отставания, допущенного в прежние годы. Общий портфель заказов по итогам 2019 года составил 389,5 млрд рублей. Порядка 50% приходится на контрактацию в России и странах СНГ", — рассказали в компании.
В ноябре 2019 года была анонсирована реформа управления активами. В результате реорганизации появилось четыре бизнес-единицы, объединённые по продуктовому признаку. Первая — это крупная генерация ("Силовые машины"). Вторая — малая и средняя генерация (Калужский турбинный завод). Третья — теплообменное оборудование (ТКЗ "Красный котельщик"). Четвёртая — электротехника ("Силовые машины — завод Реостат"). Управлять ими будет недавно созданное ООО "НордЭнергоГрупп", дочерняя компания "Севергрупп". Сейчас "Силовые машины" завершают производство головного образца первой российской тихоходной паровой турбины мощностью 1250 МВт. Важнейший проект компании — создание отечественных газовых турбин средней и большой мощности. Его конечная цель — участие в программе по перевооружению тепловых электростанций. Общий объём программы — 2 трлн рублей до 2031 года.
В борьбу за государственные деньги могут включиться не только "Силовые машины", но и другой крупный машиностроитель Петербурга — "РЭП Холдинг" (владеет ЗАО "Невский завод"). В конце 2019 года компания перешла под контроль "Газпромэнергохолдинга" и теперь наверняка будет обеспечена заказами от газового гиганта. Стоимость сделки составила 53 млрд рублей, правда, большая часть суммы (43 млрд рублей) закрыла переуступку обязательств РЭПХ.
Формально "РЭП Холдинг" и "Силовые машины" являются конкурентами в проекте по созданию газовой турбины большой мощности. Также в технологической гонке сейчас участвуют СП "Интер РАО" и General Electric, о планах говорили в "Ростехе" и в Объединённой двигателестроительной корпорации. Однако нужно учесть предложение Минпромторга по созданию энергомашиностроительного кластера в Петербурге. "Если он будет создан, не исключено, что по каким-то компетенциям “РЭП Холдинг” и “Силовые машины” будут сотрудничать друг с другом, а по каким-то могут остаться конкурентами", — считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".
Дело — труба
Особняком в тяжпроме стоят петербургские металлурги. В 2019 году у Ижорского трубного завода (ИТЗ, входит в "Северсталь") выручка сократилась с 31 млрд до 25,2 млрд рублей, а прибыль упала с 4,1 млрд до 800 млн рублей. Тем не менее в 2020 году компания смогла адаптироваться к новой реальности. В июле стало известно, что ИТЗ поставит "Газпрому" 320 тыс. тонн труб. Сумма контракта составила 17 млрд рублей. "В первом полугодии объём продаж труб большого диаметра (ТБД) оставался на низком уровне в связи с особенностями ассортимента выпускаемой продукции, накоплением складских запасов и низким спросом на рынке", — отмечают в компании. — Во второй половине года в ответ на ослабление спроса на внутреннем рынке ИТЗ направил часть объёмов на экспорт. Сейчас в портфеле ИТЗ есть заказ на поставку ТБД как на внутренний рынок, например под проекты “НОВАТЭКа”, “Транснефти”, так и экспортные заказы".
“
Сейчас "Силовые машины" входят в то небольшое число мировых энергомашиностроительных компаний, которые имеют все возможности для самостоятельного выпуска на рынок энергетического оборудования любого типа.
Тимур Липатов
генеральный директор, "Силовые машины"
“
Наша техника работает в 40 странах мира, в том числе в Узбекистане, Монголии, Казахстане. Группа занимает лидирующую позицию на российском рынке канатных экскаваторов.
Ян Центер
генеральный директор, "УЗТМ–Картэкс"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.