Всему своё время: каким мог бы быть идеальный фильм о Цое

Автор фото: ТАСС
По соцсетям гуляла занятная картинка: "Тайная вечеря" да Винчи, где Христос и апостолы заменены на рок–звёзд. Среди прочих коллаж выложил Михаил Козырев, экс генеральный продюсер трёх главных рок–радиостанций страны, человек, ответственный за музыкальный вкус целого поколения. Один из самых "заплюсованных" комментариев к этому посту: "Где Цой?" Мгновенный и троекратно заплюсованный ответ: "Цой жив".
Эту фразу сейчас можно услышать во всех кинотеатрах страны. Ею заканчивается фильм режиссёра Алексея Учителя, второй раз подряд после "Матильды" примеряющего на себя наряд скандального кинематографиста. Если вдруг кто не знает, против картины активно выступает (угрожая судебными исками) сын рок–музыканта Александр.
Жизнеутверждающий финал ленты может сбить с толку. Но по сюжету Цой — мертвее мёртвого. Он гибнет в аварии на первых минутах, а дальше около двух часов лежит в гробу. Гроб при этом с абсолютно чаплиновскими приключениями везёт из латвийского Тукумса в Ленинград дикая компания: водитель того самого "Икаруса", что столкнулся лоб в лоб с "Москвичом" лидера группы "Кино", его супруга с сыном и новым ухажёром, последняя любовь и эксцентричная журналистка. Практически античная (траги)комедия о переходе через реку Стикс, с Харонами, Орфеями и Эвридиками. Это мог быть идеальный фильм о Цое — без лишних реверансов, сантиментов и пафоса, истинно панковское роуд–муви. Но таким он, увы, не стал.
"Цой жив", кажется, пытаются нам сообщить музыканты группы "Кино", воссоединившиеся спустя 30 лет, записавшие новые аранжировки великих песен, наложившие на них голос Виктора и собравшиеся с этой программой как следует поколесить по стране. Мы уже слышали несколько композиций. Звучит, мягко сказать, странно, а если по–честному — то абсолютно мертвецки, но тут пока без скандалов.
Об Александре Цое, сыне Виктора, многие, рискну предположить, узнали недавно и именно благодаря его реакции на два вышеупомянутых явления: горячий медиаскандал с фильмом, горячая медиаподдержка концертов группы. Получается, что и он как бы сообщает нам: "Цой жив". Если не отец, то сын.
Вообще, эта фраза, чуть ли не ключевая для летописи рок–музыки в России, давно превратилась в словосочетание–паразит. В два ничего не значащих слова из трёх букв. Да, она по–прежнему неплохо капитализируется — хоть в подземных переходах, хоть в огромных концертных залах, хоть в кинотеатрах…
Но, если честно, мы смотрели разные фильмы, не только снятые Алексеем Учителем. В некоторых из них играли Брюс Уиллис и Николь Кидман, они назывались "Шестое чувство" и "Другие". Мы смотрели их давно, но прекрасно помним мораль, простую и доходчивую: если ты считаешь мёртвого человека живым, то, скорее всего, ты и сам есть мертвец.