История мультимедиаарта в Центре современного искусства имени Курёхина

Идея выставки принадлежит Ольге Тобрелутс — художнице из круга Тимура Новикова. Куратор — Виктория Илюшкина. За точку отсчёта взята "перестройка". Экспозиция прослеживает эволюцию новейших технологий в нашем искусстве вплоть до 2000–х. Для Ленинграда эти 15 лет — это эпоха "Поп–механики" и "Новых художников", совсем не плавно переходящая в эпоху неоакадемизма и телескетча о Ленине–грибе.
Конечно, местная художественная сцена знала новейшие технологии и раньше. Но для первого подобного проекта такая хронология вполне уместна. Как это ни удивительно, до настоящего момента никто не удосужился заняться мультимедиаартом ни романовских лет, ни периода Гидаспова, ни эпохи Собчака. Даже тот факт, что этой темой давно уже интересуются московские кураторы, критики и искусствоведы, не повлиял на мерное течение петербургской художественной жизни. "Петербург — это город, где ужин остыл", как писал поэт.
В Москве прошла уже не одна выставка, посвященная мультимедиаарту, изданы книги, в том числе "История российского видеоарта" Антонио Джеуза. Ольга Свиблова, сделавшая Московский дом фотографии одной из главных столичных арт–площадок, 10 лет назад создала Мультимедиа Арт Музей. Это едва ли не лучший современный музей в России.
Вот и у нас новейшие технологии наконец стали предметом исследования. Открывает экспозицию знаменитая телепередача Сергея Курёхина и Сергея Шолохова о Ленине–грибе. Главное внимание на экспозиции уделено Новой академии, объединившей многие ключевые фигуры постсоветского искусства. Фильмы Олега Маслова и Олега Кузнецова, медиаэксперименты Константина Митенёва, первые опыты художественного освоения компьютера, предпринятые Егором Костровым, Юлией Страусовой и Ольгой Тобрелутс, — в залах на Лиговке собрано много редких и интересных материалов.
Здесь же киберпанки первого призыва, "Пиратское телевидение", снимавшееся на видеокамеру, подаренную основателем видеоарта Нам Джун Пайком, киберфеминисты из "Галереи 21" и многие другие герои истории о свободе, которой жило искусство тех лет. Мультимедиа были языком этой свободы.