Интоксикация или патриотизм: от чего подурнело детям в Великих Луках

Автор фото: Архив "ДП"
В управлении образования Великих Лук прокомментировали произошедший несколькими днями ранее инцидент, когда на торжественной линейке по случаю присвоения школе № 7 имени лейтенанта Антона Злобина 13 школьникам стало плохо. Они падали в обморок, их тошнило, детей отправили в больницу, кто–то даже попал в реанимацию, но, к счастью, всё обошлось.
Предположение об отравлении власти отвергли. "Мероприятие было торжественным, звучали речи патриотической и нравственной направленности, особенная музыка, — заявила начальник управления Татьяна Лозницкая. — Это было серьёзное, волнительное мероприятие. При таких обстоятельствах один ребёнок мог почувствовать недомогание, и уже рядом с ним стоящий ученик отнёсся к своему самочувствию внимательнее, чем обычно, более подозрительно…"
Тут, конечно, из пятой колонны раздались выкрики, что от этого вашего патриотизма уже даже детей тошнит. Однако не будем торопиться с выводами и тщательно разберёмся в ситуации.
Итак, есть два варианта. Первый — детей стошнило от просроченной еды. Другой — их стошнило от того, что они слушали патриотические речи и исполнились соответствующим духом. Допустим, справедлива первая версия, а про патриотизм школьное начальство придумало, чтобы отмазаться. Но это сомнительно: вину за плохие продукты можно на кого–нибудь свалить — поставщиков, не помывшую руки повариху или хотя бы санкции, из–за которых школьников приходится кормить бог знает чем. А плохой патриотизм ни на кого не свалишь: тут школьное начальство виновато само, и это большой прокол, потому что его первейшая задача — воспитывать достойных граждан, с которой оно, получается, не справилось.
Скорее можно было бы предположить обратное: детям стало плохо из–за торжественности момента, а начальство, чтобы скрыть оплошность, принялось бы рассказывать про тухлую селёдку, поданную к полднику. Однако в данном случае мы видим редкой кристальной честности работников образования — сказали как есть.
Это важный момент, который заставляет нас задуматься о цене патриотизма. Кажется, что она состоит только из прямых затрат — бюджетов на съёмку фильмов про панфиловцев, организацию раздачи георгиевских ленточек, зарплат ответственных за военно–патриотическую подготовку и т. д. Но есть и затраты другого рода — цена, которую общество заплатит за то, что потребляло патриотический продукт не первой свежести и сверх меры.
В первом приближении кажется, что это рост милитаризации и, как следствие, война. Что хорошо видно на примере тоталитарных режимов XX века. Но не только. Скажем, самый патриотический период в истории России — это Московское царство, когда всех иностранцев вообще не считали за людей. Правда, деление происходило не по национальному, а по религиозному принципу, но в данном случае это практически одно и то же.
Ещё очень патриотичной была эпоха правления Николая I, унаследовавшего от брата титул спасителя Европы от наполеоновской чумы. Широкой общественности идеология того времени известна по тезису "православие, самодержавие, народность". Оно закончилось унизительным поражением, когда бывшие союзники англичане вместе с бывшими врагами французами сожгли спасителю Европы Севастополь.
Оба этих патриотических периода нашей истории оказались бесперспективными, а выходом стало низкопоклонство перед Западом — в лице Петра I, заимствовавшего внешние формы, и Александра II, импортировавшего либеральный дух, а с ним — взрывообразный экономический рост.
В общем, как ни крути — хорошо, что детей стошнило от патриотизма. Это как при пищевом отравлении: чтобы избавить организм от попавших в него токсинов, надо очиститься, а потом закусить активированным углем. Сейчас, правда, говорят, можно взять и простой уголь, активировав его самостоятельно с помощью СМС.