События последнего месяца в Белоруссии не должны сравниваться с ситуацией на Украине в 2014 году, а итоги в любом случае окажутся непохожими. Однако нестабильность может привести к эмиграции части самого трудоспособного населения — преимущественно молодёжи до 45 лет — за границу.
Причём, кажется, при любом финале. И если какая-то часть хлынет в сторону Запада, то в большинстве осядет она там же, где осели миллионы украинцев после 2014 года — в Польше и Прибалтике.
Выгоду уже считают
Если коротко обобщить публичные рассуждения политиков, общественников и СМИ восточноевропейского Евросоюза, то при любом сценарии уже сегодня следует готовиться к волне иммигрантов из Белоруссии. Вопрос только в том, насколько масштабной.
Если Александр Лукашенко не удержится у власти, победит улица, то страну ждут болезненные трансформации, которые и станут причиной людской волны за рубеж. Никто, конечно, вслух не говорит про дикую приватизацию, закрытие предприятий, хаос 90-х и всё остальное, что часто любит в эти дни повторять белорусский официоз, грозя населению нищетой. Выбираются более элегантные формулировки, но никто не скрывает, что это будет больно. А значит, естественный итог — волна мигрантов в поисках лучшей жизни.
Если протест захлебнётся, то значительная часть из тех сотен тысяч человек, которые в эйфории все эти дни выходили на митинги, окажется если не в отчаянии, то в глубокой депрессии. Многие из них не найдут себя в очередном жизненном этапе своей страны. Даже если произойдёт какая-то трансформация и через некоторое время к президенту Александру Лукашенко добавится частичка "экс", а в Белоруссии, например, действительно произойдёт конституционная реформа и она станет (по-настоящему союзным с Россией государством, парламентской республикой, произойдёт полная смена элит, — нужное подчеркнуть). И это совершенно точно означает, что какая-то немалая часть соберёт чемоданы.
И следующий, главный вопрос, — куда поехать! А ответ лежит в действительности в другой плоскости: кто примет, и кто готов упрощать собственную миграционную базу. В Прибалтике и Польше уже сегодня, когда до развязки ещё не близко, задумались об этом вопросе.
Обещают принимать
Прибалтика после вступления в Евросоюз острее всех на себе ощутила отток жителей. Латвия и Эстония в меньшей степени, в Литве масштабы эмиграции не признают гуманитарной катастрофой только по политическим мотивам. Самым логичным новым домом для мигрантов из Белоруссии могут оказаться как раз эти три страны.
В Латвии, как пишет портал bb.lv, ещё 13 августа парламентские комиссии по иностранным и европейским делам собрались на внеочередное заседание, где рассматривался вопрос открытия границ "для беженцев из Белоруссии". Официальная Рига в целом смотрит с опаской на такой сценарий. В Латвии итак большое количество русскоязычного населения — это вечный раздражитель для националистической элиты, а тут их может стать ещё больше. Кроме того, в Латвии все последние годы власти проводят курс на сокращение русского языкового пространства: отказ от дошкольного, среднего и высшего образования на негосударственном языке.
Эстония с Белоруссией не граничит, да и сама страна уже давно должна перестать ассоциироваться с двумя другими прибалтийскими сёстрами. Какие-то отдельные решения в отношении потенциального потока мигрантов из Белоруссии тут по крайней мере громко публично не рассматривают.
Польша, наоборот, как "чёрная дыра", которая уже проглотила сотни тысяч украинских гастарбайтеров (по официальным данным за 2019 год, в Польше на постоянной основе трудились 900 тыс. граждан Украины, неофициально — гораздо больше, а в сезонный пик — много больше), готова также принимать белорусов.
"Белорусы, которые приезжают в Польшу, будь то студенты или сезонные рабочие, очень помогает польской экономике. Мы хотим вас заверить, что скоро представим упрощенные процедуры для тех, кто хочет въехать в Польшу из Белоруссии, например, для присоединения к процессу обучения в университетах", — в дни демонстраций в Минске говорил "Польскому радио" премьер-министр страны Матеуш Моравецки.
С распростёртыми объятиями дешёвую рабочую силу ждут и в Литве. Сразу после президентских выборов в Белоруссии и первых трёх дней демонстраций, глава МВД Литвы Рита Тамашюнене объявила, что все желающие получить убежище будут рассматриваться по упрощённой схеме. Активисты белорусской оппозиции и вовсе могут рассчитывать едва ли не на автоматическое право проживания в стране. Ну а узкопрофильные специалисты, всевозможные "айтишники", — самые желанные гости.
Как и студенты. Вильнюсский университет пообещал не просто выделить бесплатные места для студентов из Белоруссии, но и платить им стипендию.
Иной опыт украинцев
И если исходить из опыта наплыва украинских гастарбайтеров в Прибалтику и Польшу, то в реальности эти страны ждут не столько высококвалифицированные кадры, о чём часто говорят политики, сколько дешёвую рабочую силу. Строители, водители, разнорабочие, — кто угодно, но как правило не предприниматели. Литву с 2014 года постоянно сопровождают скандалы, когда украинских бизнесменов, которые переехали вместе с семьями, выдворяли из страны, обвиняя в фиктивном бизнесе ради вида на жительство, хотя возмущённые переселенцы приводили местных журналистов в цеха, где кипела работа, а среди сотрудников — множество местных жителей.
Другое отношение к низкооплачиваемому неквалифицированному труду. В городах выросли целые поселения в вагончиках, где гастарбайтеры живут плечом к плечу. Прибалтика взяла реванш за отток собственного населения с 2004 года в Западную Европу и повторила с украинцами ровно то, с чем столкнулись прибалты на кухнях Лондона и фермах Германии. С украинцами получилось. Их много и с ними сильно никто не считается. Но аппетиты это не удовлетворило. Сейчас очередь белорусов.