Продажам мебели помог отложенный спрос

Автор фото: ТАСС

Опрошенные "ДП" эксперты считают, что больших потерь по итогам года отрасль не понесет.

Согласно майскому прогнозу Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР), во время пандемии под угрозой банкротства находились 70% компаний отрасли. Столь пессимистичные оценки побудили президента ассоциации Александра Шестакова обратиться к властям с просьбой разрешить работу мебельным торговым центрам. Власти пошли навстречу, открыв их с середины июня.
Эксперты говорят, что пандемия застала отрасль на стадии роста, производство предметов домашней обстановки в России растет с 2016 года. Покупают прежде всего бытовую корпусную и мягкую мебель, а также кухонные комплекты. Но в период острой фазы распространения коронавируса 34% производств остановилось, а 45% розничных магазинов работали с нулевой рентабельностью.
Некоторые мебельные производства воспользовались периодом простоя для анализа своего бизнеса. "Появилась возможность выявить свои слабые стороны. В итоге мы пересмотрели многие внутренние процессы: взаимодействие с заказчиками, стратегические цели. Впрочем, продажи полностью не останавливались и во время пандемии — нам поступали заказы на изготовление фибролитовых плит для строительства инфекционных больниц", — сообщила Ирина Царуш, менеджер по маркетингу Череповецкого фанерно–мебельного комбината. По словам генерального директора АМДПР Тимура Иртуганова, производители мебели, получив много заказов в июле, после открытия офлайновых магазинов, до сих пор не знают, радоваться им или пугаться, приток покупателей — это отложенный спрос или новая тенденция.
Карантин разделил мебельные компании на две категории: одни решили придерживаться традиционной модели продаж, другие задействовали интернет. "В любом кризисе мы видим возможности", — говорит Макcим Валецкий, председатель совета директоров Mr.Doors. Эта компания организовала виртуальные визиты в свой салон, чтобы покупатели могли посмотреть мебель, не выходя из дома. "Мы потеряли 35% продаж в апреле–мае, тогда все салоны были закрыты. Заработок обеспечивали дистанционные продажи", — отметил Валецкий. По мнению Анастасии Кочановской, территориального директора компании "Эльба Мебель", чтобы выжить в кризис, необходимо было отвечать трем условиям: "Во–первых, запустить сайт и сформировать заранее финансовую подушку безопасности. Во–вторых, иметь свое производство. В–третьих, подготовить персонал".
О важности развития канала онлайн–продаж говорит и Роман Ершов, президент Askona Life Group. Для долгосрочного и устойчивого развития мебельным производствам придется превращаться в интернет–компании, считает он. Однако пока уровень развития инфраструктуры не позволяет активно работать с клиентами.
"Мы столкнулись с тем, что нужно было внедрять новые технологии и способы общения с покупателями, в пик кризиса сайт и call–центры работали с высокой нагрузкой. Пришлось перестраиваться в сжатые сроки", — заявил Виктор Грязнов, менеджер по работе с ключевыми клиентами индустрии "Ретейл" "Яндекса". Он отметил, что если в будущем мебельные магазины смогут настроить интернет–продажи, организовать виртуальные экскурсии в салоны, то пропадет надобность строить или арендовать розничные точки. Вырастет охват потенциальных клиентов, потребителем сможет стать любой человек из любого города.
Впрочем, Максим Валецкий уверен, что в обозримом будущем обычная форма продаж не исчезнет, интернет–торговля будет сосуществовать с офлайновой. "Нельзя противопоставлять эти два канала продаж. Важно, чтобы было удобно заказчику. Мы должны предоставить нашему клиенту и роскошь человеческого общения".

Отрасль выкарабкается

По мнению владельцев мебельных магазинов, на восстановление этого сегмента рынка после кризиса потребуется от нескольких месяцев до года. Но уже сейчас наблюдается положительная динамика. Например, по словам Виктора Грязнова, пользователи интернета стали на 52% больше интересоваться мебелью в мае 2020–го по сравнению с маем 2019 года.
"Могу сказать, что отрасль выкарабкается. Мы ждем новых мер поддержки для мебельного бизнеса", — заявляет Тимур Иртуганов. Эксперт отметил, что потери производств по сравнению с прошлым годом будут небольшими — примерно 10%.
По словам Анастасии Кочановской, сильного падения спроса на мебельную продукцию в этом году больше не будет. "Предположительно весь август еще будет работать отложенный спрос. Также покупки будут стимулировать акции и скидки. Спрос будет на уровне прошлого года, а может, даже чуть выше, ведь сейчас многие хотят обустроить свой дом, за счет смены обстановки сделать его уютнее и комфортнее".

Ориентироваться на экспорт

Тимур Иртуганов отмечает, что у рынка есть шансы вновь начать расти. Одна из возможностей — наращивание экспорта. Мебель российского производства достаточно конкурентоспособна, но ее доля на международном рынке крайне мала, считает эксперт. По его мнению, за счет увеличения экспорта вырастет оборот предприятий, а значит, снизится себестоимость продукции. Появятся новые производства и рабочие места, вырастут налоговые отчисления.
Чтобы вывести отечественную мебель на международный рынок, необходимо сделать несколько шагов. "Во–первых, внести поправки в существующий технический регламент на безопасность продукции, действующий в Таможенном союзе. Сейчас он сильно отличается от европейских и никак не гармонизирован с международными, что затрудняет продвижение", — отметил Иртуганов. По его мнению, изменения позволят удешевить, упростить и ускорить процесс сертификации. Работу в этом направлении ведут Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Минпромторг России. Рабочая группа создана и в АМДПР. Иртуганов рассчитывает, что обновленный технический регламент будет готов к 2022 году. "Во–вторых, нужна поддержка экспортеров со стороны государства, — продолжает он. — Сейчас государство компенсирует ряд транспортных затрат, софинансирует расходы на участие в выставочных проектах за границей и субсидирует платежи на сертификацию. Но для мебельных предприятий существенной статьей расходов является содержание шоурумов и складов. Их придется арендовать за рубежом, чтобы представлять свою продукцию не только на выставках, но и экспонировать ее постоянно".