Пилюля прогресса: пандемия расширила область применения роботов

Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

Пока люди соблюдали социальную дистанцию, роботы доставляли еду, дезинфицировали помещения и транспорт и измеряли температуру больным. Но чем кончилась проверка на готовность к индустрии 4.0?

Как правило, роботы применяются в ситуациях четырех D: dull — скучно, dirty — грязно, dear — дорого и dangerous — опасно. Угрожающими здоровью человека обычно считались такие задачи, как ликвидация аварий или подводная добыча ископаемых. Коронавирус добавил к ним еще одну — общение с другими людьми.
"Опасными стали парки, магазины и офисы. В результате роботы из контролируемой производственной среды буквально вышли в неконтролируемую — на улицы, в больницы и торговые центры", — говорит Андрей Соколов, генеральный директор Технопарка Санкт–Петербурга.

Механическая рука помощи

Оказавшись в красной зоне, ретейл одним из первых начал внедрять технологии для бесконтактной оплаты товаров. Например, "Азбука вкуса" запустила полностью автоматизированный магазин в Москве вместе со Сбербанком и Visa. В нем нет ни касс, ни продавцов, а деньги за покупки списываются с карты автоматически. Еще один столичный проект при участии Сбербанка и Visa — оплата заказа с помощью системы распознавания лиц в сети кафе Prime. Правда, для совершения транзакции клиент должен предварительно сдать свою биометрию в банке.
Чтобы уменьшить очереди на кассах, а заодно и число контактов с продавцами, магазины стали использовать приложения, в которых покупатели могут самостоятельно отсканировать и оплатить товары.
"В мае к “кассе в смартфоне” подключились 80 новых компаний, в июне — уже почти 200. Суммарный рост бизнеса составил 40%", — говорит Глеб Харитонов, основатель Briskly. В частности, в Петербурге сервис начали тестировать "Улыбка радуги" и "Азбука вкуса".
Помимо социальной дистанции новой нормой стало и регулярное измерение температуры, автоматизировать которое решил петербургский стартап O. Vision. Разработанное им устройство позволяет распознавать лицо человека при входе в помещение и моментально определять его температуру с помощью инфракрасных датчиков.
"Больше всего в установке таких систем заинтересованы промышленные предприятия в транспортной и энергетической сферах. Для этих компаний безопасность сотрудников является высокой зоной риска: при недостатке рабочей силы они не смогут функционировать на полную мощность", — говорит Михаил Козлов, коммерческий директор O. Vision.

Полет нормальный

Что касается внедрения беспилотных технологий в России, то карантин на это почти не повлиял, разве что внес организационные правки, считают участники рынка. Хотя так совпало, что за месяц до ввода первых ограничений правительство расширило список регионов для испытаний на дорогах общего пользования — с двух до 13. В новый перечень вошли в том числе Петербург и Ленинградская область.
Как раз в феврале беспилотный автомобиль петербургской команды StarLine должен был пройти государственную сертификацию. Но из–за карантина допуск удалось получить только в мае, а провести испытания — в июле.
"В остальном мы достаточно быстро наладили эффективную работу команды в дистанционном режиме и продолжили испытания на закрытых территориях", — говорит Борис Иванов, руководитель проекта.
В июне автомобили "Яндекса" должны были работать в качестве беспилотного такси на Международном автосалоне в Детройте. Но из–за коронавируса шоу перенесли на следующий год.
"Тем не менее мы оставили часть своего флота в Мичигане, чтобы проводить там тесты", — говорит Елизавета Азнавур, PR–менеджер беспилотных автомобилей "Яндекса".
В целом работы продолжались в штатном режиме. Опустевшие во время карантина дороги оказались не плюсом, а, наоборот, небольшим минусом для испытания беспилотников.
"Чем больше вокруг нас участников движения, тем больше они создают разных дорожных ситуаций для обучения технологии, — говорит Юлия Швейко, руководитель пресс–службы беспилотных автомобилей “Яндекса”. — Но мы все равно проводили дорожные испытания, разве что стало меньше возможностей для тестирования технологии в пробках".
Единственной разработкой, по словам представителей компании, внедрение которой отчасти ускорила пандемия, стал робот–курьер. В апреле он начал работать в Сколково. Робот забирает документы или посылку у отправителя и самостоятельно доставляет ее в пункт назначения, объезжая возникающие на пути препятствия.
"Мы работали над этим запуском и до пандемии, но пришлось ускориться, так как в нем возникла острая потребность. Было очевидно, что люди, отвозя документы, подвергались большей опасности, чем робот", — говорит Юлия Швейко.

Технологии на вырост

Безусловно, тренд на роботизацию возник задолго до пандемии. Коронавирус его лишь немного ускорил, увеличив потребность в "безлюдных" технологиях.
"Спрос растет как на пассажирские перевозки, так и на логистические услуги. В некоторых странах возникает даже дефицит кадров. Насколько я знаю, в США не хватает дальнобойщиков, потому что молодежь в эту профессию идет неохотно. При этом увеличиваются и средний возраст водителей, и объемы перевозок. Беспилотные автомобили как раз призваны помочь удовлетворить этот растущий спрос", — говорит Юлия Швейко.
Скорее всего, изменения, вызванные коронавирусом, останутся с нами надолго. В первую очередь из–за риска возникновения второй волны или вспышки нового заболевания. По оценкам Briskly, в будущем около 80% российских покупателей будут обращать пристальное внимание на чистоту в магазинах. В свою очередь, торговые сети будут вынуждены искать новые решения для уборки — такие как, например, роботы–дезинфекторы, которых уже использует Walmart, или полки и дверцы с функцией автоматической очистки поверхности.
"По нашим прогнозам, российские ретейлеры начнут всерьез рассматривать роботизацию к началу 2021 года, когда будут в полной мере оценены последствия кризиса. Соблюдение новых стандартов дезинфекции накладывает на них серьезные расходы, и технологии здесь — ключ к экономии", — говорит Глеб Харитонов.
Какие решения останутся, а какие рассеются после пандемии, покажет не только время, но и удобство этих решений для пользователей.
"Потребительские проекты останутся с нами до тех пор, пока будут экономически выгодны, а для этого люди должны их положительно воспринимать. Мы меняемся, и наши новые привычки, например общение через телефоны и мессенджеры, привели к созданию голосовых роботов и чат–ботов–ассистентов, которые уже стали нормой", — добавляет Андрей Соколов.

Вдалеке от 4.0

Сейчас сложно оценить, насколько хорошо или плохо Россия прошла проверку на готовность к четвертой промышленной революции: слишком мало данных. Учитывая общий низкий уровень роботизации и неглубокое проникновение технологий, можно предположить, что мы сдали этот экзамен где–то на три с плюсом.
"В целом Россия до сих пор остается довольно простой экономикой с точки зрения конкурентоспособности выпускаемых товаров, и внутри у нас довольно мало инновационных фирм, — говорит Анна Федюнина, ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ. — По нашим данным, в обрабатывающей промышленности только 2% предприятий занимаются продуктовыми инновациями, инвестируют в собственное развитие и наращивают технологическую базу на мировой технологической границе. Всего в России порядка 17% компаний находится на мировой технологической границе или рядом с ней".
Согласно другому исследованию ВШЭ, импорт продукции, связанной с технологиями 4.0, в России с 2007 по 2018 год снизился и составил 95% от уровня 2007 года, в то время как в мире этот показатель вырос до 150%. В пересчете на каждого жителя страны, занятого в промышленности, вышло $687,4. Это в 2 раза меньше, чем в США и Франции, и в 3 раза меньше, чем в Чехии, Германии и Венгрии.
"В каком–то смысле затишье, связанное с пандемией, можно рассматривать как возможность для накопления компетенций, для модернизации производства и выхода на новые рынки", — говорит Анна Федюнина.
Отчасти это получилось у среднего бизнеса за счет его способности быстро реагировать на изменения и находить новые ниши.
"На эти компании часто смотрят как на сектор для поддержания занятости населения. Однако это не так: там достаточно много инновационных фирм. Хотелось бы, чтобы государство активнее поддерживало этот сектор", — отмечает Анна Федюнина.
Эксперты добавляют, что одним из ключевых препятствий для автоматизации производства в России остается не самый благоприятный бизнес–климат. Компаниям попросту не хватает длинного горизонта планирования, чтобы заниматься не только решением ежедневных задач, но и долгосрочными изменениями, которые происходят в экономике и мире.
Еще одна проблема — доступность дешевой рабочей силы, которая делает закупку роботов просто неинтересной. Пока что дешевле нанять мигранта.
С точки зрения технологий с приходом коронавируса просто случилось то, к чему мы и так готовились. Был тренд на доставку еды и, как следствие, на dark kitchen, был тренд на телеконференции и дистанционное обучение. Все это существовало и до пандемии. Но, как говорится, для того, чтобы что–то произошло, нужно по–настоящему испугаться. Сколько было разговоров про индустрию 4.0, что у нас очень скоро везде будут роботы, что они заменят чуть ли не половину трудоспособного населения страны, что нужно к этому готовиться. Затем пришел COVID и сказал: "Всё, пора!" Он превратил плавный, управляемый полет в штопор. Большая часть экономики, скорее всего, поменяется. Коронавирус взял тренд на национализацию — в противовес глобализации. В условиях, когда у вас прекратилось сообщение между странами и континентами, нужно делать упор на локализацию производств. Это тянет за собой роботизацию. Если говорить о разумном производстве за разумные деньги в Европе или США, это может быть только безлюдное производство, потому что человеческий труд там очень дорог. Кроме того, выяснилось, что существует поразительное количество ненужных профессий и активов. Например, зачем сегодня нужен мерчандайзер, если покупки в основном совершаются онлайн с доставкой на дом? Или в чем смысл крупных конференц–центров? Корпорации с удивлением обнаружили, что 90% того, что они делали на дорогих форумах, они могут сделать в онлайне. И мне интересно, какими будут их бюджеты на следующие мероприятия. Не решат ли топ–менеджеры, что сотрудникам хватит кататься в интересные места и есть дорогую еду? Реакция общества на эпидемию — сократить число контактов, а не людей на рабочих местах. Возникает вопрос: что лучше — заменить в магазине продавца роботом или просто подождать появления нормальной защиты (очков, масок и так далее). Что будет лучше и дешевле? Хотя роботы и могут работать с людьми, но они тоже собирают на себе кучу заразы, их тоже нужно дезинфицировать. Перестройка бизнеса — это время и серьезные инвестиции. Это не произойдет одномоментно, но триггер уже сработал. Если раньше нам говорили, что индустрия 4.0 наступит в 2025–2030 годах, то сейчас, я думаю, это может произойти быстрее.
Игорь Рождественский
Соучредитель и член правления ассоциации брокеров инноваций и технологий