Полная блокировка WhatsApp* ударит по малому бизнесу. Крупные компании подготовились к этому заранее.
Не успела общественность осознать новую реальность, связанную с замедлением и, вероятно, грядущей блокировкой Telegram, как власти напомнили о том, что с WhatsApp* тоже вскоре, видимо, придётся распрощаться окончательно.
Сначала аналитики заметили, что данные сайта мессенджера (вместе с YouTube, Instagram* и ещё десятком ресурсов) удалены из Национальной системы доменных имён. Затем пресс–секретарь президента России Дмитрий Песков в очередной раз подчеркнул, что возобновление полноценной работы возможно только при соблюдении сервисом российского законодательства. После этого стало ясно, что самый популярный инструмент для общения в интернете окончательно переместился в "красную зону".
Масштаб зависимости
Генеральный директор АНО "НЦК ИСУ" Кирилл Семион не склонен драматизировать ситуацию.
"Блокировка WhatsApp* — это вообще не стресс для бизнеса в России. Этот мессенджер не играл такой роли, как, например, WeChat для Китая. Какие–то серьёзные российские сервисы не были завязаны на нём никогда", — убеждён он.
Директор по инновациям Fork–Tech Владислав Лаптев считает иначе.
"WhatsApp* был де–факто стандартом для связи с клиентами — охват составлял около 97 млн пользователей в России, проникновение в малый и средний бизнес достигало 90%. Для 54% компаний это был основной канал продаж и поддержки", — подчёркивает он.
Директор по маркетингу CraftTalk Константин Кутенков добавляет, что проникновение мессенджера превышало 70–80% среди компаний, работающих напрямую с потребителями.
Менеджер по развитию "Трайв Технолоджис" Дарья Носова считает, что до 35% малого бизнеса по–прежнему зависят от одного основного мессенджера.
Сооснователь versta.io Виктор Сизов формулирует ещё жёстче: "Средний и малый бизнес на 99% “живёт” в WhatsApp* и Telegram".
Директор компании "Межсетевой экран ИКС" Игорь Сухарев считает, что доля использования сервиса в бизнесе составляет 60% на пике. Но последствия блокировки оценивает сдержанно. "Вряд ли можно говорить именно о крупных финансовых потерях, скорее о неудобствах, связанных с перестройкой привычных путей коммуникации", — говорит он.
Руководитель группы маркетинга компании "Газинформсервис" Юрий Пашкевич согласен, что "сегодня блокировка мессенджера уже не несёт большого ущерба бизнесу, ведь есть альтернативы". Рынок корпоративных коммуникаций "не претерпит глобальных изменений".

Цена перехода
Руководитель ИТ–подразделения агентства "Полилог" Людмила Богатырёва убеждена, что компании, которые заранее выстроили альтернативные каналы связи с клиентами, уже столкнулись с потерей контакта и, как следствие, с упущенной выручкой.
Дарья Носова прогнозирует краткосрочное падение выручки у малого бизнеса до 30%. Переход, по её оценке, может стоить "от десятков до сотен тысяч рублей".
Владислав Лаптев оценивает возможное падение выручки из–за разрыва привычной коммуникационной цепочки лишь в 6–10%. "Главный удар — резкий рост операционных издержек на 300–400%, поскольку бизнес вынужден переключаться на дорогие SMS–шлюзы вместо WhatsApp", — акцентирует внимание он.
В то же время Константин Кутенков считает, что основные потери уже реализовались на этапе замедления 2025 года. Просадка активной аудитории, по его мнению, тогда составила 15–25%.
Новая конфигурация
Крупный бизнес начал диверсификацию задолго до текущих ограничений.
Руководитель направления исследований клиентского сервиса Naumen Валерия Чижикова сообщила, что в 2024 году WhatsApp* использовали 21% ретейлеров и 7% банков, тогда как Telegram — 44 и 20% соответственно. К 2025 году банки и страховщики полностью прекратили использование зарубежных мессенджеров в клиентских консультациях.
"Доля собственных каналов (чатов на сайте, в приложениях) достаточно велика: 51% — у топ–100 ретейлеров, 97% — у 35 крупнейших банков", — отметила она.
В пресс–службе "Труконф" подчёркивают, что "средний и крупный бизнес наряду с критической информационной инфраструктурой и госорганами использует преимущественно те системы, которые может полностью контролировать".
Директор департамента унифицированных коммуникаций и контакт–центров Step Logic Сергей Люшнин подтверждает, что большинство игроков заранее выстроили альтернативные каналы — прежде всего Telegram и VK. В корпоративном сегменте идёт переход на платформы вроде eXpress или IVA.
Пашкевич отмечает, что государство "растит лидером национального масштаба" отечественные решения. А рынок адаптируется к новым правилам.
Директор портфеля проектов платформы корпоративных коммуникаций Dion (ИТ–холдинг Т1) Роман Чередников называет происходящее "финальной точкой в многолетнем тренде на импортозамещение в сфере деловых коммуникаций".
Таким образом, рынок завершает переход к мультиканальной архитектуре: внутренние коммуникации в контролируемых корпоративных системах, а клиентские — на национальных платформах и собственных сервисах компаний. Но если для крупного бизнеса это управляемый процесс, то для части МСП экономическая цена отказа от привычного мессенджера ещё проявится — в росте затрат и необходимости срочно перестраивать связь с клиентом.
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.

