Музицировать в интернете: фестивали августа-сентября в условиях пандемии

Автор фото: Архив ДП
Вынужденная онлайнизация искусства — не обязательно чистое зло. Некоторые театральные проекты использовали интернет–среду как предмет осмысления и/или художественный инструмент и победили всех сразу — сопротивление материала, публику и злобных критиков. Иные музеи наваяли увлекательных, визуально эффектных видеоэкскурсий и виртуальных гидов — любо–(не)дорого смотреть.
С музыкой сложнее. Снимать клипы, концерты и оперы — удовольствие дорогое. Музицировать в бюджетном zoom’e или транслировать городу и миру домашние записи — занятие бесперспективное, уши обычно вянут. Труднее всего фестивалям — да не поп–мастодонтам, чьи габариты позволяют съемки стадионно–телевизионного размаха, а нашим любимым, от рождения офлайновым, нишевым, рассчитанным на публику с тем или иным "специальным интересом". Особенно тем, что традиционно проходят в конце лета — начале осени.
Заслуженный августовский форум современного танца Open Look махнул на все рукой и перенесся на неопределенную осень. Карело–финская этно–"Кукушка" сдалась давно и провела в конце июля трехдневный видеомарафон из рукодельных концертных съемок разного качества.
Масштабные, как правило, весьма международные "Части света" Бориса Гребенщикова до сих пор надеются на лучшее и ждут у моря (то есть Роспотребнадзора) погоды в первой половине сентября, рассчитывая на привычный, пусть и урезанный офлайн в Юсуповском саду.
Уже известно, что главный петербургский фестиваль старинной музыки Earlymusic вынужден будет в сентябре полностью уйти в онлайн. Не ждет ли та же участь "Стереолето", главный петербургский смотр актуальной поп–музыки, который должен все–таки состояться 5–6 сентября? Как мы знаем, Роспотребнадзор бдит, и бдит непредсказуемо.
Августовский Этнический фестиваль "Музыки мира", который 5 лет проходит в Шереметевском дворце — Музее музыки, подстраховался и ушел в онлайн сам, без понуканий разнообразных инстанций. Для прямого эфира 8 августа (с 18:00) формат выбрали скромный: всего–то два часа трансляции в ВК–группу фестиваля, приложение "Триколора" — "Кино и ТВ" и на портал "Культура РФ".
Никаких сложносочиненных съемок, опен–эйров и прочих затратных красот. Локация — клуб "Сердце", за карантинные месяцы навострившийся транслировать живые концерты и привечающий этно–группы в своей афише.
Живьем — лишь прелестный проект Ingervala с несколькими образцами финно–угорского дабстепа. При этом в прямом эфире появятся ну прямо все–все–все: девять звезд этно–рока и этно–джаза, которые уже выступали на фестивале в прошлые годы, и пять лауреатов проведенного, несмотря на карантин, всероссийского конкурса. Секрет вместительности онлайн–марафона прост: от каждого участника требуется по паре слов (в zoom’е или живьем) и один клип. В результате онлайн–фестиваль превращается в этно–энциклопедию: хорошо для неофитов, недурно и для фанатов.
На правах инсайдера раскрою пару козырных карт. Московско–бурятские столпы арт–рока "Намгар" пустились в пышный эксперимент с Бурятским национальным оркестром: совместный концерт проходил год назад в Улан–Удэ, и кто из нас присутствовал на этом торжестве? Теперь можно будет одним глазком посмотреть.
Заслуженные тувинские рокеры Альберт Кувезин и "Ят–Ха" представляют, ни много ни мало, самоновейший, еще нигде не опубликованный клип "Саранча" — гипнотическое анимационное полотно о жизни и Вселенной. Новое коронавирусное видео прислал азербайджанский этно–джазовый коллектив "Джанги": их вариации на Take Five Брубека виртуозно сыграны, записаны и смонтированы в зум–стилистике во время самоизоляции.
Свежий клип авангардного гусляра Ольги Глазовой "Земля" — чистый черно–белый артхаус. Новые клипы бэк–вокалистки "ДДТ" Алены Романовой (AЛЁNA, "Голова моя болит") и казахских этно–рокеров Tigrahaud ("Арлан казак") — напротив, целые фильмы с сюжетами, героями, натурными съемками и известной наивностью, неизбежной для музыкантов, занятых преимущественно живым концертным исполнительством.
Как ни странно, самое искусное "кино" представляют юниоры — это клип Galemner (в переводе — "Галактики") от обаятельной казанской инди–фолк–группы Juna, победившей в зрительском голосовании конкурса–2020. Ну да хватит спойлеров — пусть еще семь "статей" из онлайн–энциклопедии "Музыки мира" останутся непрочитанными. По крайней мере до 8 августа.