Под прицелом инстаграма: о чем в соцсетях пишут поклонники и хейтеры Дрозденко

Автор фото: Ковалев Петр

Инстаграм как коммуникационная площадка используется губернаторами на протяжении последних 4 лет. Сегодня аккаунты в этой соцсети ведут более 70 глав регионов.

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко уже опытный пользователь instagram. 3 августа его аккаунту исполнится 2 года. В нем более 900 публикаций и 47 с лишним тысяч подписчиков. Забавно, что и номер региона — 47–й. При этом в рейтингах эффективности его инстаграм–аккаунт никогда не поднимался наверх и в последнее время даже находился чуть ниже середины списка.

Сугубо официально

Эксперты полагают, что за 2 года аккаунт превратился из "фишки" во вполне рабочий инструмент. Судя по тому, что в октябре 2019–го Дрозденко сообщил, что передает переписку в директе помощникам, пребывание онлайн стало утомлять главу региона. Формально он объяснил свое решение тем, что число комментариев под каждым постом достигает нескольких сотен, а директ добавляет еще сотни. Инстаграм губернатора, как и любой другой, сталкивается со стандартными проблемами этой соцсети. В частности, в феврале 2020–го появились несколько фейковых страниц, о чем Александр Дрозденко тут же сообщил подписчикам. "Зеркалили" и некоторых руководителей районов, например главу Всеволожского района Андрея Низовского. С его фейковым аккаунтом реальный Дрозденко даже подискутировал о сроках ответа на вопросы подписчиков, но потом все выяснилось.
Аудитория губернаторского аккаунта делится на несколько тоже вполне стандартных групп.
Есть поклонники. Они хвалят ум, честь и совесть главы региона, его активность, трудоспособность и внимательность. Есть подписчики, которые системно пытаются решать свои проблемы и явно пишут коллективно, хотя по вполне актуальным темам. Часто это обманутые дольщики. Отвечают им по–разному: то спокойно, то достаточно резко. В последнее время чаще спокойно, на заре аккаунта эмоций было больше. Большая часть аудитории задает вопросы, сильно задевающие прямо сейчас. Например, в мае и в июле в комментариях были десятки вопросов про ТРК — когда они откроются, почему после открытия там масса нарушений режима, когда они закроются и когда наконец откроются снова.
Вообще, спрашивают обо всем. Когда откроют бани, почему отключено уличное освещение, куда сдать на переработку пластиковые бутылки, почему не сделали тротуар около дома, куда звонить, если дерево упало на провода, почему дорожные работы проводятся с шумом. Сообщают, что под окнами вонь, в поселке беспредел, а дороги отвратительные. Приглашают в свои населенные пункты, спрашивают об интеграции с Петербургом. Жалуются на работу пресс–службы, комитетов, администраций и местных депутатов, хамство сотрудников "Ленэнерго", невозможность дозвониться в аварийку, МФЦ, поликлинику. При этом комментарии часто с темой постов не связаны. В общем, все как у людей. Есть и заметная доля хейтеров. С ними активно полемизируют уже упомянутые поклонники. Например, Дрозденко осуждают за поход в церковь и за него же хвалят. Так же с ездой на мотоцикле, возложением венков к памятникам, ношением красной нитки на руке. Например, когда в семье Дрозденко появилась собака, владельцу тут же рассказали, как верно сокращать ее имя, и указали, что вообще–то надо было взять из приюта, а не покупать.
Не обходится и без троллинга и хамства. Регулярно появляются вопросы типа "вы хоть новости–то читаете?". В бурных словесных баталиях по поводу закрытия "Мег" Дрозденко торопился и писал комментариями с орфографическими ошибками, на что ему не преминули указать и за что ему пришлось оправдываться, рассказывая о школьных отметках по русскому языку. Впрочем, именно такие эпизоды показывают главу региона близким к людям.
Периодически губернатор пишет что–то не о работе, а об обычной жизни. О младшей дочери, о кулинарии. Пожалуй, только такие (довольно редкие) посты обходятся почти без лишних комментариев. Хотя видео с приготовлением яичницы из страусиного яйца вызвало подозрения в рекламе определенного фермерского хозяйства, поскольку ему был посвящен не один пост в ленте.
По доле ботов среди подписчиков Дрозденко не в лидерах. В 2019–м Фонд политической конъюнктуры насчитал ему 19% ненастоящей аудитории. Впрочем, источники "ДП" в администрации Ленобласти рассказывают об активном использовании ботов для работы с группами соцсети "ВКонтакте" в предыдущие годы, в рамках политических кампаний, так что эксперты полагают, что число ботов может вырасти по мере приближения выборов.

Зачем это все?

С точки зрения функционала инстаграм Александра Дрозденко выполняет три функции, объясняет политконсультант, социолог Роман Романов. Первая — неформальная пресс–служба, в первую очередь по стилю: он более свободный и человеческий, чем язык официальных пресс–релизов и документов. Вторая — коммуникация с жителями Ленобласти, преимущественно в формате сбора жалоб в комментариях и в личных сообщениях. Третья функция — отчетность перед федеральным центром. Инстаграмы губернаторов — один из каналов получения информации о регионе, и через этот канал губернатор обычно регулярно транслирует два сигнала: позитивная информация о жизни региона (условно его можно назвать "у нас все хорошо, я активно работаю") и демонстрация живого контакта с людьми (условно "я слышу людей и разговариваю с ними").
Выдвигаемые частью пользователей инстаграма претензии, что глава региона пиарится вместо реальной работы, могут иметь основания, считают эксперты. Чрезмерно активная информационная политика "от первого лица" свидетельствует в первую очередь о проблемах в работе профильных служб, а также ведомств, отвечающих за начальственный PR. "Если бы проблемы жителей региона решались эффективно, вопросы и жалобы не сыпались бы в аккаунт губернатора таким масштабным потоком", — говорит собеседник "ДП".
С этим не согласен глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. "Окружающие нас люди по–разному погружены в соцсети — кто–то живет в них, а кто–то вообще не имеет аккаунтов. И прямой связи между такой активностью и результатами работы часто нет", — считает он.
Материал подготовлен специально для Рейтинга Ленинградской области — 2020