Всеволожский район стал эпицентром дорожных проблем Ленобласти

Автор фото: Интерпресс

Основной объем вложений в дорожную инфраструктуру Ленобласти приходится на Всеволожский район. Здесь же сосредоточены и основные проблемы.

Один из главных проектов здесь — так называемый обход Мурино в створе Гражданского проспекта (обход Мурино слева), который должен начаться у КАД Петербурга, пройти между жилой застройкой и железной дорогой, после чего выйти на Токсовское шоссе в районе населенного пункта Кузьмоловский. Проект разбит на несколько этапов, на строительство первого стоимостью 1,6 млрд рублей в конце 2018 года ГКУ "Ленавтодор" заключило контракт с АО "ПО “Возрождение”", входящим в ГК "Возрождение" миллиардера Игоря Букато (№ 171 в Рейтинге миллиардеров "ДП").

Правила поменялись

За это время подрядчик не успел приступить к строительным работам, поскольку они не были согласованы с "Россетями ФСК ЕЭС", у которых между жилой застройкой и железной дорогой проходят высоковольтные ЛЭП. Энергетики не выдают техусловия для переустройства линий. Отчасти из–за этого от проекта могут вовсе отказаться, так и не успев начать. Сейчас контрактом предусмотрено 250 млн рублей на поднятие одной высоковольтной линии, эти работы в составе документации прошли экспертизу в 2015 году, но выполнить их не успели. Теперь нормативы изменились, и ЛЭП необходимо каблировать. "Для первого этапа достаточно “закопать” один столб, это примерно 500 млн, то есть контракт подорожает примерно на 300 млн рублей, которых нет", — пояснял "ДП" источник в правительстве региона.
ФСК готова выполнить под ключ все необходимые работы по переустройству воздушных линий при условии компенсации затрат заявителем, то есть "Ленавтодором". Однако госорган не понимает, как может рассчитаться с энергетиками, поскольку контракт на все работы, включая сети, уже был разыгран, а другой схемы финансирования у них нет. Поэтому, с большой долей вероятности, из контракта "Возрождение" построит только разворотное кольцо, поскольку это неотъемлемая часть съездов с КАД в Западном Мурино (развязка), которые строит этот же подрядчик. Сдать развязку в эксплуатацию по контракту должны в августе. Кольцо обойдется относительно недорого, примерно в 50 млн рублей, однако возможны сложности с подземными коммуникациями на месте будущего объекта.
Пожалуй, это самая обсуждаемая локация в регионе в последние годы. За строительством развязки муринцы пристально следят прямо из своих многоэтажек и рапортуют в соцсетях. Здесь же развертывается борьба против обхода Мурино: не все хотят полноценной дороги с транзитным транспортом под своими окнами. К слову, это вторая причина, по которой чиновники готовы отказаться от объекта.

Военно–муринская дорога

По другую сторону железной дороги еще один обход Мурино, только уже в створе Пискаревского проспекта (обход Мурино справа), тормозят нерешенные земельно–имущественные вопросы с Минобороны. Магистраль затрагивает территорию Ржевского артиллерийского полигона, и Ленобласти необходимо принять в собственность часть этих земель. Министерству взамен предлагают либо альтернативные участки, либо компенсацию.
"Проектировщиками получено отрицательное заключение экспертизы на объект. Один из вопросов — не оформлен сервитут на земли, находящиеся в ведении Минобороны. Для разрешения ситуации со стороны “Ленавтодора” подготовлено обращение с приложением всех необходимых документов в Северо–Западное территориальное управление департамента имущественных отношений Минобороны. Также на прошлой неделе подписан контракт на выполнение кадастровых работ, необходимых для оформления сервитута. Работы выполнит компания “Геосервис”. Ориентировочный срок получения права на сервитут от Минобороны — осень 2020 года", — сообщили "ДП" в "Ленавтодоре".
До этого ситуацию с реализацией проекта тормозили власти Петербурга. Поскольку дорога проходит по территории двух регионов, для нее нужно два ППТ. Ленобласть по своей части утвердила его в октябре 2017 года, а необходимая документация по участку 850 м на городской территории появилась только в 2019 году. Власти Петербурга на 2020–2021 годы заложили в бюджете порядка 90 млн рублей на выполнение проектных работ.
В 2015 году стоимость строительства четырехполосной дороги протяженностью 7,6 км, которую хотели сделать платной, оценивалась в 2,5 млрд рублей, а к проекту планировали привлечь банк ВТБ24. Сейчас же трассу оценивают в 5,5–6 млрд рублей, почти 1,4 млрд из которых Ленобласть рассчитывает получить из федерального бюджета в 2021–2022 годах. От платного проезда отказались.

На границе

Дорога в створе Пискаревского проспекта — пока единственный совместный проект Ленобласти и Петербурга, демонстрирующий, насколько тяжело соседним регионам дается сотрудничество. А его требуют все территории, сопряженные с зонами массовой жилой застройки, расположенные как раз на границе двух субъектов.
Второй очаг транспортных проблем после Мурино — Кудрово. Здесь у Ленобласти сотрудничество куда лучше идет с инвестором, компанией IKEA, готовой вложить 700 млн рублей (хоть регион и хотел бы получить сумму побольше), чем с Петербургом. Рядом с ТЦ "МЕГА Дыбенко" к 2025 году планируется построить развязку с Мурманским шоссе. Контракт на проектирование уже заключен, стройка намечена на 2021 год. Первым этапом развязки станет спрямление Центральной улицы в Кудрово, вторым — реконструкция существующей развязки на Мурманке, по которой автомобилисты, направляющиеся из Петербурга, попадают в "МЕГУ". Пока это в Кудрово наиболее реальный транспортный проект.
Еще одна проблемная точка — Янино. Здесь вопрос должно решить расширение Колтушского шоссе на 8–километровом участке от КАД до деревни Колтуши. В начале 2020 года проектная документация наконец получила положительное заключение Главгосэкспертизы, хотя произойти это должно было еще в III квартале 2018–го. На днях "Ленавтодор" заключил контракт на выполнение кадастровых работ вдоль шоссе, чтобы утрясти земельные вопросы. Ожидается, что к самому строительству регион приступит уже в этом году. Общая стоимость реконструкции составит порядка 8 млрд рублей. Ленобласть сразу заявляла, что без федеральной поддержки не потянет этот объект, поэтому добивалась софинансирования. По последним данным от дорожного комитета, в 2021–2022 годах из Москвы поступит более 1 млрд рублей.

Проблемы роста

Во Всеволожском районе Ленобласти в принципе сосредоточены ключевые дорожные проблемы, поскольку это самый густонаселенный район. Еще лет пять назад здесь нужны были новые развязки, дороги или хотя бы их реконструкция. И если путепровода у станции Мельничный Ручей во Всеволожске жители ждали 40 лет (с марта 2019 года объект за 1,6 млрд рублей строит компания "АБЗ–Дорстрой"), то некоторые изменения произойдут гораздо раньше.
В августе чиновники планируют заключить контракт на выполнение проектных работ по расширению Дороги жизни (трасса Санкт–Петербург — Морье). К концу 2021 года документация должна быть готова. Скоро определится подрядчик и на выполнение предпроектных работ по строительству дублера Дороги жизни — Северного транспортного обхода поселка Романовка. Эта четырехполосная дорога протяженностью 20 км должна обойти Всеволожск, Ковалево и Романовку. Как почти во всех подобных проектах, основная сложность проекта связана с изъятием земель, которые находятся в частной собственности, а также в ведении Минобороны.
По словам главы дорожного комитета Ленобласти Дениса Седова, львиная доля регионального дорожного фонда сегодня идет на решение дорожного вопроса Всеволожского района. "Помимо развязок, обходов и реконструкций мы ежегодно до полумиллиарда рублей предусматриваем на ремонт региональных трасс во Всеволожском районе, не говоря уже о субсидиях, которые область предоставляет муниципалам", — отметил чиновник.
Материал подготовлен специально для Рейтинга Ленинградской области — 2020