Покупатели жилья молодеют с каждым годом, а точнее, с каждым снижением учетной ставки. Чем доступнее кредит, тем быстрее ипотека становится реальной альтернативой аренде.
Как за последний год изменился портрет среднестатистического покупателя квартиры в Петербурге и пригородах, решил разобраться "ДП". Главный тренд — собственники молодеют.
В консалтинговом центре "Петербургская недвижимость" (Setl Group) рассказали, что если сравнить ипотечных покупателей в мае–июне 2019 и 2020 года, то доля людей в возрасте до 40 лет остается примерно одинаковой — 60% в прошлом году и 62% в нынешнем. Но внутри этой группы произошло некоторое перераспределение: на категорию до 30 лет приходилось 20% сделок в 2019–м и уже 25% в 2020–м, а доля тех, кому от 30 до 40 лет, снизилась с 40 до 37%.
"То есть основными покупателями по–прежнему остаются горожане в возрасте 25–40 лет. Но внутри этой группы растет доля совсем молодых людей, и мы прогнозируем, что на категорию до 25 через 5 лет будет приходиться уже до 10% сделок", — отмечает руководитель центра Ольга Трошева.
Стало проще, понятнее, быстрее
Читайте также:
Недвижимость
Льготы по ипотеке сделают жильё дороже
Исследование "Петербургской недвижимости" касалось, напомним, лишь ипотечных покупателей. Но снижение кредитных ставок и есть главный драйвер омоложения клиентов на рынке.
"В связи с государственной поддержкой, благодаря сниженным ставкам по жилищным кредитам (по сути, рекордно низким за всю историю ипотечного рынка) приобретение квартиры стало доступнее для молодежи. Самым юным покупателем недавно у нас стал 20–летний молодой человек", — рассказывает Ольга Захарова, директор по продажам и продвижению "СПб Реновации".
С ней согласна Надежда Калашникова, директор по развитию "Л1". "Действительно, судя по нашим данным, покупатель несколько помолодел. Выше стала доля клиентов в возрасте до 25 лет, а также от 26 до 35 лет", — подтверждает она.
Доступность ипотеки обеспечивается не только снижающейся ставкой, но и упрощением условий получения кредита, развитием мер господдержки. Например, материнский капитал выдается уже на первого ребенка, и эти средства можно использовать в качестве начального взноса, в том числе по новой льготной ипотеке.
Сейчас сложно себе представить, что еще 10–15 лет назад большинство квартир продавалось по 100%–ной предоплате, ипотека только начинала развиваться, а ставки были в 2–3 раза выше нынешних. Значительно изменилось и отношение к кредитам — теперь это стало обычным делом. Купить квартиру в молодом возрасте стало проще, понятнее, быстрее.
"Требования банков в последние годы стали гораздо лояльнее: чаще всего нужно, чтобы клиент был старше 21 года, трудился на последнем месте работы от 3 до 6 месяцев и его общий стаж превышал 1 год. Ипотеку практически в любом банке можно оформить по двум документам, у нас есть программы со ставкой 0,5% в первый год кредитования, что удобно, например, для тех, кто арендует жилье", — рассказывает Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости ГК "КВС".
Инвестиционных покупок немного
Тренд на омоложение поддерживает не только ипотека. "В частности, сфера IT дала рынку недвижимости наибольшее число молодых покупателей. Что совершенно логично, поскольку IT — одна из немногих отраслей со стабильным ростом среднего дохода занятых в ней специалистов. И заодно — наименее пострадавшая от коронакризиса", — говорит Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК "ПСК".
В бизнес–классе доля покупателей, работающих в IT по найму (как правило, это старшие разработчики или руководители), уже приближается к 15%. Но в целом эта доля даже выше, если учесть, что часть предпринимателей, приобретающих жилье, также являются представителями данной сферы.
Впрочем, за этим небольшим IT–исключением принципиально портрет покупателя недвижимости за последний год не изменился. По–прежнему значительная часть из них — люди с высшим образованием, занимающие должности от среднего руководящего звена и выше, а также владельцы бизнеса.
"Возможно, в течение ближайшего времени будет сдвиг в сторону специалистов, работающих в бюджетной сфере и на государственных должностях", — полагает Надежда Калашникова.
Что касается прописки, то 70% клиентов риелторов — петербуржцы. Они обычно приобретают квартиру для собственного проживания. Доля инвестиционных покупок в структуре продаж не так велика, рассказывает директор по маркетингу Legenda Всеволод Глазунов.
"Если же говорить о региональных клиентах, то они покупают квартиру либо для детей, которые живут в Северной столице, либо для себя в связи с предстоящим переездом", — добавляет он.
"Мы видим, что основная категория покупателей жилья стандарт — это молодые люди или семьи в возрасте от 25 до 35 лет, которые приобретают либо первую квартиру, либо расширяют жилплощадь. Пока этот тренд сохраняется", — говорит директор департамента рекламы и маркетинга ГК "Полис Групп" Ольга Ульянова.
Выше класс — старше клиент
В бизнес– и премиум–сегменте возраст покупателей тоже постепенно снижается, но не столь радикально. "В наших проектах бизнес–класса портрет покупателя не сильно изменился на фоне эпидемии, но появился небольшой крен в сторону предпринимателей. В основном это люди в возрасте от 30 до 40 лет, владельцы бизнеса. Как правило, семейные пары с детьми дошкольного или младшего школьного возраста, у которых уже есть собственное жилье, желающие переехать в более комфортную квартиру большой площади", — говорит Ирина Киршина, генеральный директор "Бронка Девелопмент".
"За последнее время портрет нашего покупателя (в частности, его социально–демократические характеристики) не изменился. Это преимущественно люди от 25 до 50 лет, являющиеся специалистами, руководителями среднего звена или собственниками бизнеса", — рассказывает Всеволод Глазунов (его Legenda работает в основном в бизнес– и премиум–классе).
"На примере наших проектов в сегменте бизнес-класса видим, что средний возраст смещается от 45 к 40 годам. В основном за счет покупателей, которым 36–38 лет", — констатирует Сергей Мохнарь.
Учесть уроки эпидемии
У 25–летнего клиента совсем другая система приоритетов и ценностей, чем у 50–летнего. Как следствие, трансформация портрета покупателя заставляет меняться и самих застройщиков.
"Люди в целом, независимо от того, миллениалы это, “зеты“ или более старшее поколение, стали больше путешествовать, информация стала доступнее, поэтому требования к качеству жилья растут — от планировочных решений и инженерии до благоустройства, создания мест общего пользования, таких деталей, как раздельный сбор мусора у дома, зарядки для электромобилей в паркингах", — замечает Анжелика Альшаева.
С ней согласен Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости ГК "ЦДС". "Новое поколение рано начинает зарабатывать деньги, а с доступной ипотекой появилось больше возможностей приобрести собственное жилье. С одной стороны, это хорошо стимулирует сбыт, но в то же время накладывает на застройщика дополнительные обязательства. Ведь чтобы выиграть конкуренцию за этот сегмент потребителей, нужно сделать свои проекты близкими им по духу", — говорит он.
Молодой клиент более рационально подходит к выбору жилья. Это отражается, например, в эргономике квартир: покупатели уже не готовы переплачивать за 100–метровые пространства, которые невозможно эффективно использовать. Растет роль и уровень профессионализма управляющей компании, ресурсосберегающих решений.
"В новых проектах мы стараемся предусмотреть общественные зоны — колясочные, велосипедные и помещения для частных мероприятий жильцов. Важна и территория около дома — там должны быть детские площадки и спортивные сооружения, элементы ландшафтного дизайна. Стараемся придерживаться концепции “дворы без машин” для максимально комфортного и безопасного времяпрепровождения с детьми", — говорит Сергей Терентьев.
Что касается самых последних тенденций, то, по мнению экспертов, самоизоляция еще больше повысит требования покупателей к качеству проекта. Ведь одно дело — приходить домой в основном для ночлега, и совсем другое — проводить в квартире и дворе дни и месяцы, работать, отдыхать, заниматься спортом. Пандемия вынудила подумать и об этом.