В карантин не зажигают

В этом году белые ночи в Петербурге уникальны: в сумерках не включают подсветку зданий. Город вернулся к эстетике Пушкина и Мандельштама.

Как поясняли "Деловому Петербургу" в "Ленсвете", ночную подсветку 90% достопримечательностей не включают с мая из–за ограничительных мер: на улицах стало меньше горожан, чем обычно, и в особенности меньше туристов.
Лампы зажигают ненадолго вечером только для поддержания оборудования в рабочем состоянии. Не стали отключать лишь некоторые объекты, которые включаются вместе с наружным освещением и требуют для перенастройки больших трудозатрат. В результате в рассветную дымку погрузились Петропавловский собор и крейсер "Аврора". Петербуржцы по–разному оценили непривычный облик главных достопримечательностей, который теперь, как на картинах импрессионистов, меняется в зависимости от времени и погоды. У кого–то возник закономерный вопрос, зачем подсветку вообще зажигают.

За рыбий жир

"Пора белых ночей в Петербурге — это самая прекрасная пора на свете в масштабах всего мира. Архитектура выглядит в это время особенно замечательно, и ничем нарушать эту природную прекрасность не нужно", — поделился мнением с "ДП" член экспертной группы Градсовета, профессор кафедры истории и теории архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Владимир Лисовский. Он уверен, что его поддержал бы Александр Пушкин (поэт писал в "Медном всаднике", как "ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла"). Профессор считает, что подсветка редко удается и обычно "разрушает структуру сооружений", причем в особенности это касается ценных памятников. Лучше бы ее не было вообще и никогда. "Во всяком случае, в белые ночи, конечно, никакая подсветка не нужна", — добавил он.
"Подсветка снизу придает зданиям вид зловещий, как будто их подсвечивают из преисподней. Я считаю, что такая подсветка уместна только на эстрадных концертах", — отметил в разговоре с корреспондентом "ДП" художник из группы "Митьки", писатель и режиссер Виктор Тихомиров. Впрочем, и другие виды подсветки художник недолюбливает. Ведь он привык к городу, который воспел Осип Мандельштам: "Ты вернулся сюда, так глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей". Может быть, уместна подсветка свечами убранства церквей. Потому что она в храмах не такая назойливая. "Поэтому я, например, даже рад отключению, и я любуюсь окрестностями. Я смотрю и вижу силуэт Петропавловки на фоне закатного неба, красивый очень силуэт, темный, который давно не видел", — поделился впечатлениями художник.

Горят дворцы

Все это, может, и справедливо, но подсветка — это часть архитектуры, привнесенная в оформление города художниками, зодчими и дизайнерами, не соглашается архитектор Степан Липгарт: "Я считаю, что архитектурная подсветка соответствует образу Петербурга, который весь рукотворен, который сделал скорее человек, а не природа. Подсветка помогает подчеркнуть выразительность фасада и позволяет создать более теплый образ дома. Мне вспоминаются набережные, где даже светлой белой ночью горят дворцы, составляя задник для проходящих кораблей".
Неслучайно есть маркетинговая хитрость: многие застройщики на проектных иллюстрациях предпочитают показывать свои здания в сумерках. И когда есть такая возможность, девелоперы стараются заказывать у архитекторов и подсветку.

Где булькает

Член правления Всемирного клуба петербуржцев, бывший главный художник Петербурга Иван Уралов в свое время участвовал в согласовании подсветки. По его словам, в 1990–е было такое экономически сложное время, что КГА приходилось говорить спасибо всем спонсорам, которые в рекламных целях вызывались установить подсветку и приносили свои проекты в этот комитет (не всегда они были удачные).
Сейчас к таким инициативам стали относиться строже, но и поныне у собственников возникает соблазн подсветить свои здания как можно ярче.
"Для Петербурга вредно пересвечивать. Я знаю несколько фасадов в частных владениях, которые засвечены ослепительно ярко. Наверное, они изо всех сил стараются быть заметными, но получается плохо", — думает Иван Уралов. "Очень плохой" он считает временную декоративную подсветку "Лахта Центра". "Она мерцает, мигает, булькает и мешает красивым историческим видам. Особенно со стороны Невы — за Петропавловской крепостью как новогодняя елка возникает", — говорит заслуженный художник России.
Он также против яркой подсветки телебашни (о последнем таком проекте см. "ДП" № 172 от 12.11.2019). Обе доминанты должны светиться только в праздники, но не постоянно. В числе удачных примеров — подсветка мостов, в частности Большеохтинского.

Как детская страшилка

В целом, по мнению художника, для Петербурга больше всего подходит заливающая подсветка на итальянский манер. Не очень яркая, которая не вырывает из контекста отдельные акценты, а дает ровные освещенные плоскости фасадов, выявляя их пластику. Так подсвечен, в частности, Русский музей. Подсветка на французский манер больше подходит к готике или, может быть, барочным зданиям. Так, снизу, освещен Зимний дворец. "Подсветка сама по себе любопытная, но немножко как детская страшилка, когда фонариком себе снизу лицо подсвечивают", — сказал Уралов. В любом случае просто проводить световой кант по небесной линии, по верхушкам домов или подсвечивать отдельные детали — не петербургский прием.
"Для выявления достоинств Петербурга художественно–декоративная подсветка играет огромную роль. Даже более того, для того, чтобы город приобретал совершенно особенный, своеобразный, отличный от дневного вид, который очень интересен, — это другой город и другой характер", — рассуждает Уралов.
Можно спорить о качестве исполнения подсветки: есть примеры хуже и лучше, но для Петербурга она важна. Возможно, стоило бы сделать ее более сложной, чтобы здания в разных ситуациях могли подсвечиваться более теплым или же более холодным тоном. В белые ночи подсветку можно не включать, поскольку в это время она подобна фейерверку, который не дает особенного эффекта. Продолжая аналогию, в эти ночи лучше пускать цветные дымы, а не фейерверки.

Для романтиков

Директор "Ленсвета" Сергей Мителев в комментарии "ДП" отметил, что художественная подсветка — один из коньков Петербурга, который ценится туристами и позволяет сделать длиннее туристический сезон. Далеко не во всех городах России есть нечто подобное.
"Когда приезжают туристы, они хотят посмотреть, как город украшен, какой он, блистательный Санкт–Петербург. Мне кажется, в этом особенность города, это все–таки центр световой культуры, а когда–то здесь появились первые фонари", — говорит руководитель ГУПа. По его словам, на предприятии получают обращения с просьбой осветить хотя бы основные достопримечательности. Тем не менее он признает, что есть и другие точки зрения. "Может быть, люди соскучились по тем видам, которые существовали ранее. Знаете, здесь тоже какая–то романтика: Петропавловская крепость, зарождение дня, восход солнца, какие–то особые виды", — сказал Мителев.
Поэтому он не исключил возможности, что и в последующие годы в одну из июньских ночей подсветку будут отключать, чтобы воссоздавать эту особую атмосферу. На предприятии намерены изучить общественное мнение.