Один из самых масштабных и обсуждаемых культурных проектов последних десятилетий, который прежде могли оценить лишь избранные (те, кого приглашали на просмотр в Лондон, кто доехал до показов в Париже, кто аккредитовался на Берлинский кинофестиваль), теперь доступен для всех. На платформе Dau.com каждую неделю появляются новые серии. Две, может быть, самые скандальные — "Дау. Наташа" с той самой сценой изнасилования бутылкой и "Дау. Дегенерация" с той самой сценой убийства свиньи — открыты уже почти неделю. Третий эпизод "Дау. Нора" добавлен сегодня.
Добро пожаловать в "первый кинопроект про изоляцию, снятый в изоляции, для людей, сидящих в изоляции", как описал "Дау" Илья Хржановский, режиссер, а точнее, создатель этой квазисоветской вселенной. Что ж, став "доступным для всех", проект и правда проникает во всё новые сферы человеческой деятельности. Например, в юридическое поле. Так, украинская прокуратура уже возбудила уголовные дела по фактам возможных пыток детей во время съемок, которые проходили в Харькове в 2008–2011 годах. Вывод о "пытках" был сделан на основании одного эпизода с плачущими младенцами в "Дегенерации", который широко обсуждался в facebook, откуда о нем узнал уполномоченный по правам ребенка Николай Кулеба. Он же и обратился в украинскую полицию, подозревая, что младенцев из детского дома использовали, что им могли быть причинены моральные страдания и физическая боль. На обвинения уже отреагировала директор компании, которая отвечала за подготовку съемок "Дау". Если коротко: дети находились на площадке с опекунами, с которыми были согласованы все действия киношников, на всякий случай рядом дежурили машины скорой помощи.
Авторы фильмов уже не раз опровергали большинство обвинений противников "Дау". Илья Хржановский заявил, что бутылку никому и никуда не засовывали, физического насилия на площадке не было, все участники могли покинуть проект в любую минуту. Пока у нас еще действует презумпция невиновности, все новые сообщения в духе "нет, все–таки засовывали" теоретически попадают под статью о клевете. И то, что со стороны "Дау" никто не подает в суд, — вообще–то доказательство того, что нынешняя дискуссия эту сторону вполне устраивает: любой скандал — реклама, а значит, чем ярче обличитель — тем ярче он работает на обличаемого.
Без всех этих заявлений и уголовных дел онлайн–премьеры фильмов проходили бы практически незамеченными. Надеемся, оппоненты проекта это понимают и отдают себе отчет в том, кто на самом деле является бенефициаром их гнева.