Санкт–Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) не смог купить пять авиадвигателей для самолётов Diamond.
Как стало известно "ДП", в середине декабря СПбГУ ГА в одностороннем порядке расторг контракт с мурманской фирмой "Армлайн", которая обещала за 2,5 месяца поставить пять авиадвигателей для самолётов Diamond DA 40NG за 124 млн рублей. Но свои обязательства компания так и не исполнила, следует из документов, размещённых на портале госзакупок.
Контракт стороны заключили 20 октября, предполагалось, что уже к 1 декабря вуз получит нужные комплектующие. Не получив двигатели, уже на следующий день в университете составили акт о нарушении условий договора.
Авиадвигатели нужны вузу для собственных лётных баз, их у университета несколько, например в Нижнекамске (Татарстан) и Бугуруслане (Оренбургская область). У вуза есть собственный авиапарк, значительная его доля приходится на австрийские четырёхместные самолёты Diamond DA 40NG. Именно для них вуз и пытался купить авиадвигатели.
Изначально университет был готов купить комплектующие на 22 млн рублей дороже, на конкурс заявились три компании, но фирма "Армлайн" предложила самую низкую цену. Это совсем молодая компания, юрлицо образовано в 2024 году. Компания уже успела заключить девять госконтрактов, три из них — с СПбГУ ГА.
В частности, она должна заменить поршни на шести авиадвигателях, тоже к самолётам Diamond. Цена вопроса — 72 млн рублей, срок исполнения — март 2026 года. Также до 25 декабря в университете ждут от "Армлайна" запчасти к австрийским самолётам за 41 млн рублей. На вопросы "ДП" в "Армлайне" пока не ответили, как и в СПбГУ ГА.
"Законодательство о контрактной системе устанавливает обязанность заказчика направить обращение о включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков не позднее двух рабочих дней, следующих за днём вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта", — напомнил старший юрист VEGAS LEX Илья Бочинин.
Решение о включении в реестр будет принимать ФАС. По словам эксперта, вероятность попадания в этот список сильно зависит от фактических обстоятельств. Если "Армлайн" докажет, что поставка сорвалась по объективным причинам, тогда есть шанс избежать попадания в реестр.
Примечательно, что Евросоюз ранее ввёл запрет на экспорт авиадвигателей и запчастей к ним. При этом сама Австрия хотя и является членом ЕС, но отдельного запрета на свою гражданскую продукцию не вводила.
Если выяснится, что ввоз австрийских двигателей был невозможен из–за санкций, то "Армлайн" сможет использовать этот аргумент как обстоятельство непреодолимой силы, считает Бочинин. И даже если ФАС включит фирму в реестр недобросовестных поставщиков, у неё есть ещё один путь — суд.
Председатель Ассоциации параллельного импорта Анатолий Семёнов сообщил "ДП", что сейчас поставки уникальных товаров, которые могут восприниматься как подсанкционные, через госзакупки почти не совершаются.
"Вопрос не в том, сможет ли кто–то поставить что–то по параллельному импорту, а в поставке именно этому заказчику на публичных торгах именно этих позиций, которые являются штучными и их точно отследят", — пояснил Семёнов.

