Федеральное правительство советует городскому отобрать у петербургских муниципалитетов полномочия по опеке и попечительству, а вместе с ними почти 2 млрд рублей ежегодных субвенций из региональной казны. Если это произойдет, потери муниципальных бюджетов составят 10–15%. Кроме того, придется сокращать соответствующие отделы в администрациях каждого образования.
В Петербурге местное самоуправление исполняет полномочия по опеке и попечительству со дня своего образования в 1998 году.
Эти полномочия являются государственными, то есть их должна исполнять государственная власть (в нашем случае Петербург как субъект Федерации), однако город делегирует эту функцию муниципалам и вместе с ней перечисляет соответствующее финансирование в виде субвенций. В нынешнем году, например, суммарно оно составит около 1,8 млрд рублей.
Как стало известно "ДП", в министерстве образования советуют отобрать у МСУ это полномочие якобы из–за низкого качества работы муниципалитетов и передать функции опеки исполнительной власти города, а именно — районным администрациям. В прошлом году министерство провело масштабную проверку того, как МСУ справляется с возложенными на него задачами по опеке, рассказывает источник "ДП".
Ее результаты показались федеральным чиновникам неутешительными, и они высказали ряд "мягко говоря, пожеланий" в адрес региональных властей, говорит он.
Главная претензия — слишком маленький штат сотрудников, из–за чего в некоторых округах образуются большие очереди в отделы опеки, и в целом плохая координация в управлении. Из–за этого множество обращений граждан рассматривалось несвоевременно. Такой вывод федеральные ревизоры сделали в том числе на основании судебной практики и жалоб петербуржцев.
Тучи сгустились
О ситуации доложили в Смольный. Там решили провести свой анализ эффективности работы местных властей в этой сфере, но ни к каким выводам пока, насколько известно, не пришли.
Председатель комитета по социальной политике Петербурга Александр Ржаненков отметил в разговоре с "ДП", что какие–то недостатки в этой сфере действительно имеются, но они не критические.
"Я курирую эту тему. В органах опеки и попечительства работают уникальные специалисты в муниципальных образованиях. Это профессионалы, от которых зависят судьбы детей и пожилых людей. Они выполняют эту функцию достойно. Проблемы есть. Нужно нормальным образом обсуждать эту тему и принимать решения", — сказал он.
Самих муниципальных депутатов поставили в известность о возможном сокращении их полномочий в течение последнего месяца. Об этом им сообщал председатель комитета по территориальному развитию Александр Бельский. В разговоре с "ДП" он отметил, что какой–то конкретики пока нет, однако вопрос активно обсуждается как с самими депутатами, так и с представителями комитета.
"Если полномочия передадут районам, то тут будут как и минусы, так и плюсы. Ведь есть округа, где население очень маленькое, однако в местных администрациях отдел опеки один, как и в густонаселенных округах", — отметил он.
Бельский также пояснил, что нельзя будет у одних муниципалитетов забрать полномочия, а другим оставить — если их передавать исполнительной власти, то только по всему городу сразу.
Деньги, которых может не стать
Городская субвенция состоит из трех частей: оплата работы приемных родителей и пособия опекаемым, содержание сотрудников отделов, а также вознаграждение приемным семьям.
Штат отдела опеки в каждом муниципальном образовании, как и объем субвенций, рассчитывается по специальной формуле и зависит от численности подведомственного населения.
Так, МО "Колпино" с населением 147 тыс. человек в 2020 году получит на опеку и попечительство 65,3 млн рублей, при этом в самом отделе трудится семь специалистов. В МО "Петро–Славянка", где живет 1,5 тыс. человек, в отделе только один сотрудник, а размер трех субвенций в этом году составит 1,8 млн рублей. В среднем штат отделов — три специалиста.
Согласно утвержденному бюджету города на текущий год, на исполнение госполномочий петербургским муниципалам выделят 315 млн рублей. Еще 1 млрд дадут на содержание детей, находящихся под опекой, и на выплаты приемным семьям. Кроме того, 493 млн дадут на вознаграждение приемным родителям.
Итого муниципальная опека обойдется городской казне в 1,8 млрд рублей. В 2019 году городские субвенции на эти расходы составили 1,75 млрд рублей, в 2018–м — 1,7 млрд рублей, а в 2017–м — 1,6 млрд.
Всего в отелах местных администраций Петербурга трудится 327 человек, которые опекают 9 671 ребенка.
По данным Совета муниципальных образований Петербурга, в прошлом году удалось отдать на воспитание 2498 детей, подготовить более 400 приемных родителей и попечителей для стариков. Всего отделы опеки оказали 27 тыс. государственных и муниципальных услуг в сфере опеки и попечительства, в том числе выдали более 10 тыс. разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Вдобавок муниципальные служащие успели поучаствовать в рассмотрении 1400 дел в судах, связанных с вопросами опеки.
На то она и проверка
Непримиримым критиком идеи отобрать опеку у местного самоуправления является глава Совета муниципальных образований Петербурга Всеволод Беликов. В разговоре с "ДП" он отметил, что федеральная проверка любого регионального органа власти традиционно найдет кучу недостатков, на то она и проверка.
"Опека — это колоссальный объем работы, который осуществляется более чем тремя сотнями сотрудников ежедневно по тысячам делам, а это тысячи детей и тысячи организаций, десятки судебных дел, огромный массив работы. Конечно, где–то существуют сбои", — сказал Беликов.
По его словам, в целом вся система в муниципалитетах функционирует нормально, и за ней осуществляется строгий контроль прокуратуры, комитета по социальной политике и комитета территориального развития, а кроме того — уполномоченного по правам ребенка в Петербурге.
Глава Совета муниципалитетов отмечает, что опека и попечительство в муниципалитетах находятся для граждан в пешей доступности. Передача этих полномочий районам создаст новые проблемы.
"В районных администрациях начнутся столпотворения. Всем понятно, что экономической целесообразности в этом тоже никакой нет, потому что на передаче полномочий городским властям никто не сэкономит. Так как зарплаты государственных служащих в полтора раза выше зарплат муниципальных", — сказал Всеволод Беликов.
Мощная критика
Вместе с тем претензии к муниципалам по этой теме на прошлой неделе открыто высказала свежеизбранный уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина.
"Я действительно считаю, что нужно серьезно задуматься о той эффективности работы органов опеки, которую мы сейчас наблюдаем. Буду обязательно участвовать в рабочей группе и являюсь активным сторонником возвращения этих полномочий исполнительной власти", — сказала она на выборах омбудсмена в ЗакСе.
Митянина добавила, что особое беспокойство у нее вызывает "кадровый потенциал" муниципалов. Правда, будучи социальным вице–губернатором много лет, она ни разу об этом публично не заявляла.
Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров также обрушился с экспрессивной критикой на МСУ. Он сказал, что в отделах по опеке дела порой выбрасывают в форточку.
"Они неподконтрольны муниципальному совету. Я не знаю, какое будет принято решение, но то, что они там творят зачастую, когда идут навстречу… Некоторые главы администрации не одобряют, говорят, даже страшно, каким людям хотят передавать детей", — сказал он.
Важный источник
Помимо денег на опеку и попечительство муниципальные бюджеты получают субвенции на уборку и санитарную очистку территорий (1,1 млрд в текущем году) — правда, они достаются не всем, а только 32 муниципалитетам из пригородных и Петроградского районов. И небольшую субвенцию на составление административных протоколов (по 7,5 тыс. рублей каждому, всего 832 тыс.). Еще 441 млн рублей 17 образований получат на выравнивание бюджетной обеспеченности. В дополнение к этому 149 млн выдадут 15 муниципалитетам, но уже другим, в виде субсидий на благоустройство территорий. Таким образом, бюджет Петербурга перечислит муниципальным порядка 3,5 млрд рублей, из которых субвенция на опеку составляет половину. Как сообщили "ДП" в комитете финансов, в прошлом году доходы всех МО составили 13 млрд рублей, экстраполируя эту цифру на нынешний, можно посчитать, что городская составляющая в них — порядка 30%.
“
Для передачи полномочий нужно будет изменить городские законы о местном самоуправлении и о передаче государственных функций по опеке и попечительству органам местного самоуправления. Но все эти изменения должны быть привязаны к бюджетному процессу, так как субвенции муниципальным советам нужно будет перераспределить в виде прямых перечислений в районные администрации. Логично, чтобы новый закон, если его разработают и примут, вступил в силу с января следующего года, и не раньше. Перераспределить средства можно также и во время корректировки бюджета в течение года. Хоть смысла в этом нет. Этот вопрос будет еще долго решаться и едва ли решится скоро. На мой взгляд, вопрос о передаче полномочий неоднозначный. Есть важные плюсы и минусы. В каждом округе, как в маленьком княжестве, свои подходы, стандарты, чиновники. Не раз бывали случаи, когда сотрудники опеки действовали очевидно предвзято, оставляя детей при разводе с богатым отцом. Из–за этой муниципальной раздробленности сложно установить единый стандарт качества кадров. Получается, что судьбы зависят от работы конкретного человека, а люди, к сожалению, бывают там очень разные. С другой стороны, отделы в МО действительно находятся в прямой пешей доступности для людей. Чего не скажешь о районных администрациях.
Денис Четырбок
депутат ЗакСа Петербурга
“
Передачу полномочий в районные администрации поддерживаю. У меня штат сотрудников небольшой — всего два человека, это не позволяет работать полноценно. Требуются еще люди, а ставок никто не дает. Кроме того, сотрудники опеки должны работать круглосуточно, когда полицейские задерживают несовершеннолетнего, они требуют приезда специалиста органов опеки. У районной администрации больше ресурсов, чтобы организовать полноценные круглосуточные дежурства и обеспечивать работников служебным автомобилем для оперативности.
Александр Абраменко
глава МО "Красненькая речка"
“
Передача полномочий опеки исполнительной власти, возможно, сэкономит какие–то финансовые средства. Но муниципальные отделы находятся к людям ближе. Кроме того, согласно 182–ФЗ о профилактике правонарушений, опекой занимаются в том числе и муниципалитеты. Глупо рвать эту цепочку. Следствие возникает из причин. Если нормально работает профилактика, то потом мы получаем заранее прогнозируемый результат. Считаю, что опеку лучше оставить местному самоуправлению. Я думаю, что все главы МО будут придерживаться такого мнения.
Вадим Войтановский
глава МО "Лиговка–Ямская"
В контексте
Что мы обычно слышим о муниципальных властях в Петербурге? Чаще всего — ничего хорошего. Органы местного самоуправления в городе если и попадают в публичную плоскость, то в основном с новыми коррупционными скандалами.
То на благоустройстве что–нибудь украдут, то на праздниках, то родственников куда–нибудь пристроят. А недавно в квартире, принадлежащей главе МО «Введенский» Олегу Калядину, обнаружили самое настоящее подпольное казино. Получается, что даже эстетически эта ветвь власти становится похожа на классическую мафию: любовь к безразмерным костюмам в полоску, накрахмаленные рубашки, игорные дома — все это напоминает характерные образы из фильмов Скорсезе про будни американской «Коза ностра».
Внезапно какие–то гастролеры из Москвы пытаются топнуть казенным министерским каблуком по ловким пальцам наших славных парней — отобрать чуть ли не шестую часть консолидированного бюджета всех округов, лишив их полномочий по опеке и попечительству. По петербургским меркам наглость неслыханная. Любопытно, что прилюдно поругать «самую близкую к народу» власть за разгильдяйство в этих делах удосужился даже ее неформальный патриарх — спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.
Аргументы сторонников реформ такие — людей в отделы опеки набирают чуть ли не по объявлению, а в каждом округе возникает собственное феодальное образование с отдельными традициями, порядками и правилами. Все бы ничего, но от такого самоуправства могут пострадать самые незащищенные категории граждан — сироты и старики. Да и санкции на тысячи сделок с имуществом, кажется, работа слишком важная и ответственная для муниципальных бессребреников.
Взамен предлагают передать все эти заботы в районные администрации. Теперь вместо абы каких муниципальных служащих дело в свои руки возьмут служащие государственные. Но если вдаваться в детали, то между ними нет особенной разницы. Квалификационные требования схожие, при переходе с одной службы на другую у специалиста сохраняется звание, а стаж продлевается. Только у государственных чиновников ставка больше, а у муниципальных ограничений свобод несколько меньше.
Если реформе дадут зеленый свет, то в районах придется срочно набирать сотни людей, ведь те, что есть, с новыми задачами зашьются. Поэтому у глав администраций будет лишь два пути — либо взять специалистов с улицы, либо устроить к себе экс–сотрудников муниципальных отделов. В обоих случаях никакого выигрыша не предвидится