Святослав Афонькин Все статьи автора
3 марта 2020, 09:43 1943

Сами мы — местные. Муниципалитеты останутся без опеки

Фото: Vostock-Photo

Федеральное правительство советует городскому отобрать у петербургских муниципалитетов полномочия по опеке и попечительству, а вместе с ними почти 2 млрд рублей ежегодных субвенций из региональной казны. Если это произойдет, потери муниципальных бюджетов составят 10–15%. Кроме того, придется сокращать соответствующие отделы в администрациях каждого образования.

В Петербурге местное самоуправление исполняет полномочия по опеке и попечительству со дня своего образования в 1998 году.

Они любят Думу. Депутаты начинают готовиться к думским выборам 2021 года

Они любят Думу. Депутаты начинают готовиться к думским выборам 2021 года

553
Святослав Афонькин

Эти полномочия являются государственными, то есть их должна исполнять государственная власть (в нашем случае Петербург как субъект Федерации), однако город делегирует эту функцию муниципалам и вместе с ней перечисляет соответствующее финансирование в виде субвенций. В нынешнем году, например, суммарно оно составит около 1,8 млрд рублей.

Как стало известно "ДП", в министерстве образования советуют отобрать у МСУ это полномочие якобы из–за низкого качества работы муниципалитетов и передать функции опеки исполнительной власти города, а именно — районным администрациям. В прошлом году министерство провело масштабную проверку того, как МСУ справляется с возложенными на него задачами по опеке, рассказывает источник "ДП".

Ее результаты показались федеральным чиновникам неутешительными, и они высказали ряд "мягко говоря, пожеланий" в адрес региональных властей, говорит он.

Главная претензия — слишком маленький штат сотрудников, из–за чего в некоторых округах образуются большие очереди в отделы опеки, и в целом плохая координация в управлении. Из–за этого множество обращений граждан рассматривалось несвоевременно. Такой вывод федеральные ревизоры сделали в том числе на основании судебной практики и жалоб петербуржцев.

Тучи сгустились

О ситуации доложили в Смольный. Там решили провести свой анализ эффективности работы местных властей в этой сфере, но ни к каким выводам пока, насколько известно, не пришли.

Мандаты поштучно. Почему суды чаще становятся на сторону оппозиции в процессах по муниципальным выборам

Мандаты поштучно. Почему суды чаще становятся на сторону оппозиции в процессах по муниципальным выборам

358
Святослав Афонькин

Председатель комитета по социальной политике Петербурга Александр Ржаненков отметил в разговоре с "ДП", что какие–то недостатки в этой сфере действительно имеются, но они не критические.

"Я курирую эту тему. В органах опеки и попечительства работают уникальные специалисты в муниципальных образованиях. Это профессионалы, от которых зависят судьбы детей и пожилых людей. Они выполняют эту функцию достойно. Проблемы есть. Нужно нормальным образом обсуждать эту тему и принимать решения", — сказал он.

Самих муниципальных депутатов поставили в известность о возможном сокращении их полномочий в течение последнего месяца. Об этом им сообщал председатель комитета по территориальному развитию Александр Бельский. В разговоре с "ДП" он отметил, что какой–то конкретики пока нет, однако вопрос активно обсуждается как с самими депутатами, так и с представителями комитета.

"Если полномочия передадут районам, то тут будут как и минусы, так и плюсы. Ведь есть округа, где население очень маленькое, однако в местных администрациях отдел опеки один, как и в густонаселенных округах", — отметил он.

Бельский также пояснил, что нельзя будет у одних муниципалитетов забрать полномочия, а другим оставить — если их передавать исполнительной власти, то только по всему городу сразу.

Деньги, которых может не стать

Городская субвенция состоит из трех частей: оплата работы приемных родителей и пособия опекаемым, содержание сотрудников отделов, а также вознаграждение приемным семьям.

Штат отдела опеки в каждом муниципальном образовании, как и объем субвенций, рассчитывается по специальной формуле и зависит от численности подведомственного населения.

Так, МО "Колпино" с населением 147 тыс. человек в 2020 году получит на опеку и попечительство 65,3 млн рублей, при этом в самом отделе трудится семь специалистов. В МО "Петро–Славянка", где живет 1,5 тыс. человек, в отделе только один сотрудник, а размер трех субвенций в этом году составит 1,8 млн рублей. В среднем штат отделов — три специалиста.

Согласно утвержденному бюджету города на текущий год, на исполнение госполномочий петербургским муниципалам выделят 315 млн рублей. Еще 1 млрд дадут на содержание детей, находящихся под опекой, и на выплаты приемным семьям. Кроме того, 493 млн дадут на вознаграждение приемным родителям.

Итого муниципальная опека обойдется городской казне в 1,8 млрд рублей. В 2019 году городские субвенции на эти расходы составили 1,75 млрд рублей, в 2018–м — 1,7 млрд рублей, а в 2017–м — 1,6 млрд.

Всего в отелах местных администраций Петербурга трудится 327 человек, которые опекают 9 671 ребенка.

По данным Совета муниципальных образований Петербурга, в прошлом году удалось отдать на воспитание 2498 детей, подготовить более 400 приемных родителей и попечителей для стариков. Всего отделы опеки оказали 27 тыс. государственных и муниципальных услуг в сфере опеки и попечительства, в том числе выдали более 10 тыс. разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Вдобавок муниципальные служащие успели поучаствовать в рассмотрении 1400 дел в судах, связанных с вопросами опеки.

На то она и проверка

Непримиримым критиком идеи отобрать опеку у местного самоуправления является глава Совета муниципальных образований Петербурга Всеволод Беликов. В разговоре с "ДП" он отметил, что федеральная проверка любого регионального органа власти традиционно найдет кучу недостатков, на то она и проверка.

"Опека — это колоссальный объем работы, который осуществляется более чем тремя сотнями сотрудников ежедневно по тысячам делам, а это тысячи детей и тысячи организаций, десятки судебных дел, огромный массив работы. Конечно, где–то существуют сбои", — сказал Беликов.

По его словам, в целом вся система в муниципалитетах функционирует нормально, и за ней осуществляется строгий контроль прокуратуры, комитета по социальной политике и комитета территориального развития, а кроме того — уполномоченного по правам ребенка в Петербурге.

Глава Совета муниципалитетов отмечает, что опека и попечительство в муниципалитетах находятся для граждан в пешей доступности. Передача этих полномочий районам создаст новые проблемы.

"В районных администрациях начнутся столпотворения. Всем понятно, что экономической целесообразности в этом тоже никакой нет, потому что на передаче полномочий городским властям никто не сэкономит. Так как зарплаты государственных служащих в полтора раза выше зарплат муниципальных", — сказал Всеволод Беликов.

Мощная критика

Вместе с тем претензии к муниципалам по этой теме на прошлой неделе открыто высказала свежеизбранный уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина.

"Я действительно считаю, что нужно серьезно задуматься о той эффективности работы органов опеки, которую мы сейчас наблюдаем. Буду обязательно участвовать в рабочей группе и являюсь активным сторонником возвращения этих полномочий исполнительной власти", — сказала она на выборах омбудсмена в ЗакСе.

Митянина добавила, что особое беспокойство у нее вызывает "кадровый потенциал" муниципалов. Правда, будучи социальным вице–губернатором много лет, она ни разу об этом публично не заявляла.

Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров также обрушился с экспрессивной критикой на МСУ. Он сказал, что в отделах по опеке дела порой выбрасывают в форточку.

"Они неподконтрольны муниципальному совету. Я не знаю, какое будет принято решение, но то, что они там творят зачастую, когда идут навстречу… Некоторые главы администрации не одобряют, говорят, даже страшно, каким людям хотят передавать детей", — сказал он.

Важный источник

Помимо денег на опеку и попечительство муниципальные бюджеты получают субвенции на уборку и санитарную очистку территорий (1,1 млрд в текущем году) — правда, они достаются не всем, а только 32 муниципалитетам из пригородных и Петроградского районов. И небольшую субвенцию на составление административных протоколов (по 7,5 тыс. рублей каждому, всего 832 тыс.). Еще 441 млн рублей 17 образований получат на выравнивание бюджетной обеспеченности. В дополнение к этому 149 млн выдадут 15 муниципалитетам, но уже другим, в виде субсидий на благоустройство территорий. Таким образом, бюджет Петербурга перечислит муниципальным порядка 3,5 млрд рублей, из которых субвенция на опеку составляет половину. Как сообщили "ДП" в комитете финансов, в прошлом году доходы всех МО составили 13 млрд рублей, экстраполируя эту цифру на нынешний, можно посчитать, что городская составляющая в них — порядка 30%.

Для передачи полномочий нужно будет изменить городские законы о местном самоуправлении и о передаче государственных функций по опеке и попечительству органам местного самоуправления. Но все эти изменения должны быть привязаны к бюджетному процессу, так как субвенции муниципальным советам нужно будет перераспределить в виде прямых перечислений в районные администрации. Логично, чтобы новый закон, если его разработают и примут, вступил в силу с января следующего года, и не раньше. Перераспределить средства можно также и во время корректировки бюджета в течение года. Хоть смысла в этом нет. Этот вопрос будет еще долго решаться и едва ли решится скоро. На мой взгляд, вопрос о передаче полномочий неоднозначный. Есть важные плюсы и минусы. В каждом округе, как в маленьком княжестве, свои подходы, стандарты, чиновники. Не раз бывали случаи, когда сотрудники опеки действовали очевидно предвзято, оставляя детей при разводе с богатым отцом. Из–за этой муниципальной раздробленности сложно установить единый стандарт качества кадров. Получается, что судьбы зависят от работы конкретного человека, а люди, к сожалению, бывают там очень разные. С другой стороны, отделы в МО действительно находятся в прямой пешей доступности для людей. Чего не скажешь о районных администрациях.
Денис Четырбок
Денис Четырбок
депутат ЗакСа Петербурга
Передачу полномочий в районные администрации поддерживаю. У меня штат сотрудников небольшой — всего два человека, это не позволяет работать полноценно. Требуются еще люди, а ставок никто не дает. Кроме того, сотрудники опеки должны работать круглосуточно, когда полицейские задерживают несовершеннолетнего, они требуют приезда специалиста органов опеки. У районной администрации больше ресурсов, чтобы организовать полноценные круглосуточные дежурства и обеспечивать работников служебным автомобилем для оперативности.
Александр Абраменко
Александр Абраменко
глава МО "Красненькая речка"
Передача полномочий опеки исполнительной власти, возможно, сэкономит какие–то финансовые средства. Но муниципальные отделы находятся к людям ближе. Кроме того, согласно 182–ФЗ о профилактике правонарушений, опекой занимаются в том числе и муниципалитеты. Глупо рвать эту цепочку. Следствие возникает из причин. Если нормально работает профилактика, то потом мы получаем заранее прогнозируемый результат. Считаю, что опеку лучше оставить местному самоуправлению. Я думаю, что все главы МО будут придерживаться такого мнения.
Вадим Войтановский
Вадим Войтановский
глава МО "Лиговка–Ямская"

В контексте

Что мы обычно слышим о муниципальных властях в Петербурге? Чаще всего — ничего хорошего. Органы местного самоуправления в городе если и попадают в публичную плоскость, то в основном с новыми коррупционными скандалами.

То на благоустройстве что–нибудь украдут, то на праздниках, то родственников куда–нибудь пристроят. А недавно в квартире, принадлежащей главе МО «Введенский» Олегу Калядину, обнаружили самое настоящее подпольное казино. Получается, что даже эстетически эта ветвь власти становится похожа на классическую мафию: любовь к безразмерным костюмам в полоску, накрахмаленные рубашки, игорные дома — все это напоминает характерные образы из фильмов Скорсезе про будни американской «Коза ностра».

Внезапно какие–то гастролеры из Москвы пытаются топнуть казенным министерским каблуком по ловким пальцам наших славных парней — отобрать чуть ли не шестую часть консолидированного бюджета всех округов, лишив их полномочий по опеке и попечительству. По петербургским меркам наглость неслыханная. Любопытно, что прилюдно поругать «самую близкую к народу» власть за разгильдяйство в этих делах удосужился даже ее неформальный патриарх — спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.

Аргументы сторонников реформ такие — людей в отделы опеки набирают чуть ли не по объявлению, а в каждом округе возникает собственное феодальное образование с отдельными традициями, порядками и правилами. Все бы ничего, но от такого самоуправства могут пострадать самые незащищенные категории граждан — сироты и старики. Да и санкции на тысячи сделок с имуществом, кажется, работа слишком важная и ответственная для муниципальных бессребреников.

Взамен предлагают передать все эти заботы в районные администрации. Теперь вместо абы каких муниципальных служащих дело в свои руки возьмут служащие государственные. Но если вдаваться в детали, то между ними нет особенной разницы. Квалификационные требования схожие, при переходе с одной службы на другую у специалиста сохраняется звание, а стаж продлевается. Только у государственных чиновников ставка больше, а у муниципальных ограничений свобод несколько меньше.

Если реформе дадут зеленый свет, то в районах придется срочно набирать сотни людей, ведь те, что есть, с новыми задачами зашьются. Поэтому у глав администраций будет лишь два пути — либо взять специалистов с улицы, либо устроить к себе экс–сотрудников муниципальных отделов. В обоих случаях никакого выигрыша не предвидится

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама