"Творить общение, облекая его в события и впечатления"

Петербург становится настоящей конгрессно–выставочной столицей России: в прошлом году город принял более 400 MICE–событий, порядка 200 из которых прошли на площадке "Экспофорума" — в их числе три международных ротируемых мероприятия.

По словам Сергея Воронкова, генерального директора компании "Экспофорум–Интернэшнл", если трафик деловых туристов в город составляет порядка 1 200 000 человек в год, то из них половина являются гостями и участниками мероприятий, проходящих в "Экспофоруме".
Для площадки юбилейным был прошлый год, но это не помешало нам поговорить с Сергеем Воронковым о перспективах развития центра, ведь множество петербургских компаний, представленных в этом спецвыпуске, прошло через его двери.

В декабре 2019 года вас единогласно избрали президентом Российского союза выставок и ярмарок. Что вы уже успели сделать на новом посту?

— Из основного — разработана новая стратегия развития РСВЯ как союза, представляющего уже не только выставки и ярмарки, но и все направления MICE–индустрии: это конгрессы, митинги, инсентивы, ивенты и многое другое.
Поскольку все сегменты событийной отрасли между собой тесно связаны, сложно найти "незамиксованные" мероприятия: везде одновременно присутствуют элементы выставки, ивента, конгресса. Также есть сервисы индустрии гостеприимства и организации мероприятий, которые эти мероприятия обслуживают, — застройка, кейтеринг, туристическое сопровождение.
Мы развиваем принципиально новые направления, начиная с создания базовых платформ. Это и ресурсы для коллективного пользования, где то, что каждый из членов ассоциации в одиночку создать не в состоянии, возможно осуществить совместными усилиями. Это и методические и методологические разработки, образовательные, маркетинговые и IT–платформы, стартапы — все то, что необходимо членам РСВЯ.
Также мы запустили новый сайт, создали много коммуникационных инструментов в виде мобильных приложений. Кроме того, сформирован принципиально новый интересный график мероприятий для членов РСВЯ. Его особенность в том, что события в нем представлены с точки зрения полезности для участников.
За последний год количество участников союза выросло на 20%. Это говорит о неизменном интересе к отрасли.

Со вступлением в новую должность хватает ли у вас времени на руководство "Экспофорумом"? Вы довольны темпами его развития?

— Доволен! Мы ставим перед собой цели с конкретными измеряемыми показателями по прибыли, количеству мероприятий, загрузке комплекса. Эти метрики растут, а с ними растет и компания. Мы развиваемся быстрее, чем отрасль в целом, и это не может не радовать. Умение достигать поставленных целей говорит об эффективности управления. Если мы достигаем чуть больше других, чуть больше, чем планировали, — значит, мы все делаем правильно.
Говоря о времени — один человек может прожить за год 10 лет жизни другого человека, когда наполняет свои будни событиями, социальными процессами, для него время расширяется. И при этом оно измеримо — год, день, час. Время очень относительно, поэтому мы стараемся использовать его максимально продуктивно. Когда все части системы работают на благо друг друга, времени на все хватает.

Совпадают ли подходы к стратегии развития "Экспофорума" и РСВЯ?

— Подходы совпадают в главном: оба носят опережающий характер по отношению к рынку. Мы не только ориентируемся на существующий спрос, мы его формируем. И, таким образом, формируем и растим отрасль. К примеру, и для РСВЯ, и для "Экспофорума", и для города общей задачей является рост рынка событийного бизнеса и делового туризма.
Именно деловой туризм способен "вытащить" город как туристический центр. То, что в рамках деловых мероприятий приезжают люди, определяющие мировую повестку дня в науке, политике, экономике, искусстве, очень развивает компетенции города. Кроме того, деловые туристы приносят городу больше прибыли и приезжают независимо от сезона.
Но для роста сферы делового туризма должно появляться больше мероприятий. Например, чтобы Петербург вошел в пятерку европейских и десятку мировых ведущих деловых центров, количество событий, проводимых в нем, нужно увеличить минимум в 10–15 раз. И во столько же раз должно вырасти число компаний, занимающихся организацией мероприятий: сейчас их около 300, а должно быть 3000. Деловому туризму нужны субъекты, которые будут формировать предложение, налаживать контакты, создавать мероприятия, привозить на них посетителей. Одними только ротируемыми конгрессами, которые организуют зарубежные ассоциации, мы не прорвемся, поэтому ориентируем стратегию на формирование и рост рынка.
Кроме того, сейчас 80% населения проводит большую часть времени с гаджетами. Люди живут в этой социально–виртуальной среде, общаются, имеют общие интересы. Поэтому в наших стратегиях мы делаем ставку на интеграцию "онлайн" и "офлайн".

В январе 2020 года вы стали руководителем комитета по выставочной деятельности в РСПП. Какие задачи ставите перед собой?

— РСПП — это организация, объединяющая в первую очередь крупнейшие отраслевые ассоциации. Именно они должны быть зачинщиками или соорганизаторами всех крупных проектов, будь то, например, металлообработка, выставка по туризму или здравоохранению. В РСПП представлены все руководители крупнейших компаний, составляющих скелет российской экономики.
Президент поставил задачи для союза — обеспечить российскому бизнесу доступ к высоким технологиям и повысить его заинтересованность в реализации нацпроектов. Мы, как выставочники, создаем коммуникационную площадку с возможностью участвовать в различных проектах. Мы продвигаем событийную сферу для решения задач, поставленных президентом.
Кроме того, нам необходимо заручиться поддержкой РСПП для реализации всех наших проектов.

Период с конца прошлого года до начала этого для вас оказался очень насыщенным событиями, в том числе и официальный визит к Папе Римскому в Ватикан. Что вы чувствуете по этому поводу?

— "Экспофорум" и РСВЯ играют значительную роль во Всемирной ассоциации выставочной индустрии, Россия занимает там очень важное место. Поэтому мы присутствовали на собрании CEO руководителей компаний в Ватикане, в котором принимали участие порядка 150 руководителей крупнейших компаний из 48 стран. Понтификом был зачитан меморандум о роли и значении нашей отрасли с точки зрения человечества, экономики, социальных и культурных процессов. Было приятно услышать, что манифест "Экспофорума" перекликается с меморандумом Ватикана: в обоих документах ключевым словом является "общение". Общение — это универсальная категория, определяющая смысл нашего бизнеса. Это валюта нашего времени. Уже не продаются товары и услуги, а продаются впечатления от них, лояльность к торговой марке, эмоции — это же всё про общение.

Какие у вас впечатления от встречи с понтификом?

— Говоря об организации — встреча длилась около 40 минут. Сначала был зачитан меморандум от отрасли и благодарственный в адрес папы. Потом папа зачитал меморандум, затем было рукопожатие и коллективное фотографирование пресс–службой Ватикана. Это была светская встреча, соответственно, никто не просил благословения, не целовал перстень, как это происходит на церковных службах.
Все прошло без какого–то лишнего пафоса, суеты и сложностей вроде пропусков и всего сопутствующего: пришли, сели, можно было фотографироваться. У всех были при себе паспорта, но их никто не смотрел. После рукопожатия я передал папе "привет из России".
Папа — фигура, которая влияет более чем на миллиард человек на Земле, исповедующих католицизм. Я до конца не верил, думал, что в Ватикане пройдет какая–то там встреча, но что это будет встреча с папой, что папа еще руки всем будет жать, — это, конечно, впечатлило. Все было очень душевно, и пресс–служба сработала оперативно: фотографии мы получили уже на следующее утро. С пиаром у Ватикана все хорошо.
У папы очень мягкая рука, пожалуй, это было самое сильное впечатление, помимо некоторого еще здорового волнения от важности встречи. Но такое тактильное ощущение было очень сильное. И вообще он очень благостный такой. Простота и благостность.