Полная диджитализация. Объем экономики Рунета достиг 4,7 триллиона рублей

Автор фото: Алена Марченко, vostock-photo

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) подвела итоги года для Рунета. В 2019 году экономика российского сегмента интернета выросла на 20% и составила 4,7 трлн рублей.

Традиционно наибольшую долю экономики Рунета заняла электронная коммерция, объем этого рынка достиг 2,8 трлн рублей. Но при этом развитию бизнеса и технологий могут помешать многие законодательные инициативы, в частности закон о суверенном Рунете. Подробнее — в материале "ДП".

Искусственный интеллект и e-commerce

По подсчетам РАЭК, наблюдается стремительный рост аудитории Рунета. Так, мобильная аудитория достигла 85,2 млн человек, пользователей ПК — 96,9 млн человек. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы доли пользователей интернета через мобильные устройства и ПК сравняются. Проникновение интернета было оценено в 78,1%.
Наибольшую долю в объеме экономики Рунета занимает электронная коммерция, которая выросла за год почти на 1 трлн рублей и составила 2,8 трлн рублей (2 трлн в 2018 году, по данным РАЭК). Также значительную долю занял рынок платежных услуг (1,3 трлн рублей), рекламы и маркетинга (330 млрд рублей), производство цифрового контента (115 млрд рублей) и цифровой инфраструктуры (130 млрд рублей).
Как пояснили в РАЭК, рынок платежных услуг вырос благодаря быстрому развитию безналичной оплаты и, как следствие, услуг по эквайрингу и ОФД. Но тем не менее он практически привязан к электронной коммерции и полностью зависит от нее.
"Обычно данные о продажах в интернете учитывают только ретейл. Не учитываются данные микрофинансовых организаций, которые занимаются онлайн-кредитованием, легальные онлайн-букмекеры, работающие через ЦУПИС, и т. д. Мы, зная эту специфику, оцениваем рынок выше", — считает заместитель коммерческого директора "Яндекс.Кассы" Дмитрий Кармишин.
В "Яндекс.Кассе" наблюдают органический рост подключенных к ним магазинов — в среднем 25–30% в год. Но есть сегменты, которые развиваются особенно быстро. Например, оборот рынка онлайн-образования за последний год вырос на 60%. Доставка еды в последнее время тоже растет очень активно — на 30–40% ежегодно.
"Развитие рынка может сдерживать законодательство. Например, действуют ограничения на продажу в интернете фармацевтических средств и некоторых других категорий товаров. Второй фактор, который может мешать росту рынка, — нежелание предпринимателей выходить в онлайн из-за налогообложения, — добавляет Кармишин. — В городах-миллионниках такой фактор не очень актуален, но в небольших населенных пунктах это может быть сильной налоговой нагрузкой. Но принимаются законы, которые решают эту проблему. Так, с 2020 года закон о самозанятых вступит в силу еще в 19 регионах, в том числе в Петербурге и Ленинградской области. Относительно низкий процент налога привлечет тех, кто работает на себя с небольшим оборотом (до 2,5 млн в год), к примеру делает торты на заказ или маникюр. Таким образом какая-то часть бизнеса выйдет из тени".
Еще более значительный рост электронной коммерции уже в следующем, 2020 году может случиться, если в России разрешат продавать алкоголь и лекарства в интернете. Кроме того, аналитики прогнозируют, что в ближайшие годы будут активно развиваться продажи через соцсети, трансграничная торговля, D2C, омниканальный ретейл, нейросети и маркетплейсизация.
"В электронной коммерции появился новый субрынок. Вокруг привычных нам маркетплейсов возник отдельный сегмент, который занимается обслуживанием и поддержкой бизнеса в стране. Сегмент пока не сильно популярен, однако очевидно, что в будущем новый рынок принесет нам много нового и откроет совершенно иные грани развития. Еще один тренд — это бренд-менеджмент и репутационная политика компаний, поскольку репутационные риски использования ИИ в онлайн-ретейле растут", — рассказала директор по коммуникациям Ozon Group Мария Заикина.
Сооснователь агентства Data Insight Борис Овчинников рассказал, что количество заказов в российских онлайн-магазинах выросло в этом году почти на 40%: "Люди открывают для себя удобство приобретения товаров в отечественных онлайн-магазинах. По нашим оценкам, российский онлайн-рынок превысил 1 трлн рублей".
Также, по его словам, на рынке доставки товаров из онлайн-магазинов львиная доля заказов приходится на федеральные округа, где лидируют такие регионы, как Москва и Московская область, а также Петербург.
При этом эксперты отмечают, что 42% российских ретейлеров уже используют технологии искусственного интеллекта для своей работы. Согласно исследованию, которое РАЭК провела совместно с Microsoft, 35% опрошенных ретейлеров планируют ввести ИИ в свою работу в течение ближайших 5 лет. При этом ИИ используется бизнесом пока лишь фрагментарно, без системной организации всех рабочих процессов. Так, только 2% компаний отметили, что в их компании полностью завершена разработка процедур и процессов использования искусственного интеллекта.

Шеринг и туризм

Помимо прочего, наблюдается интенсивный рост туристического сегмента в онлайне.
"Рынок онлайн-туроператоров стремительно растет — он преобладает над офлайн-продажами. Мы видим, что пользователи сегодня выбирают больше по цене, а не по географии: если пару лет назад человек выбирал в интернете то, что не может купить рядом, то сейчас ситуация поменялась. Такая позиция стала настоящим челленджем для компаний и игроков рынка", — считает генеральный директор Ozon.travel Михаил Осин.
Большой прорыв в 2019 году произошел на рынке различных шеринговых сервисов. По итогам года, по данным РАЭК и ТИАР-Центра, объем рынка шеринга вырос на 50% по сравнению с прошлым годом и составил 769,5 млрд рублей. Для сравнения: в 2018 году рынок вырос только на 30%.
Лидером на рынке шеринга стали C2C-продажи (566 млрд рублей). Кроме того, значительную долю заняли P2P-услуги (140 млрд рублей) и каршеринг (20,5 млрд рублей), а также карпулинг (17,8 млрд рублей) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд рублей). Каршеринг по объему транзакций обогнал карпулинг, хотя тот занимал более высокую позицию по отношению к каршерингу в предыдущие годы.
"Важным трендом, развитие которого мы видим уже не первый год, является укрепление пользовательского доверия к платформам. Среди инструментов для укрепления доверия — верификация пользователей с помощью документов и страхование гражданской ответственности исполнителей услуг. Мы также видим большой интерес к шерингу со стороны крупных игроков типа Сбербанка, IKEA, "Яндекс", которые интегрируют шеринг-сервисы в свои экосистемы", — считает руководитель кластера РАЭК Sharing Economy Антон Губницын.

Законы vs Рунет

Огромное влияние на развитие экономики Рунета оказывает российское законодательство. Так, среди самых громких законодательных инициатив 2019 года бизнес-сообщество отметило закон о суверенном Рунете и ограничении иностранного присутствия в стратегических IT-компаниях.
В целом законопроекты 2019 года большинство представителей бизнес-сообщества оценило как отрицательные (32%), еще 13% назвали эти законы крайне отрицательными, 21% оценил их как неоднозначные, а 16% — как нейтральные. Но при этом 21% назвал законодательные инициативы положительными.