Намерениями вымощена. Вписывается ли трасса "Нева" в новую методику оценки экономической эффективности?

Автор фото: ТАСС
Правительство страны утвердило новую методику анализа эффективности транспортных проектов с привлечением господдержки. По предложению Минэкономразвития теперь их будут оценивать по шести параметрам: эффект от самого строительства, от эксплуатации, от экономии времени в пути для пассажиров и грузов, от повышения безопасности, от ликвидации инфраструктурных ограничений, а также агломерационный эффект (повышение экономической активности в связи с расширением рынков сбыта и труда). Четкие критерии позволяют эффективнее распределить 7 трлн рублей, которые до 2024 года планируется направить на развитие транспорта (из них 3 трлн рублей — бюджетные средства).
В этом смысле весьма любопытно проанализировать введенную в конце ноября трассу М–11 "Нева". Эффект от строительства и эксплуатации действительно огромный (инвестиции — 520 млрд рублей, из них 120 млрд — внебюджетные). Безопасность тоже не вызывает сомнений. Экономия времени в пути? Уже вопрос. Если машина не набита людьми под завязку, дешевле добираться поездом (из Москвы — самолетом). Ну и самое главное — экономический ("агломерационный") эффект. Пока что из–за платности трассы он совсем не очевиден.

Туристы да логисты

Первое, о чем сразу вспоминают главы регионов, — это туристический поток. Путешествие от Петербурга до Новгорода теперь занимает 2 часа, что по идее должно автоматически включить этот город в список must see любого туриста. В Тверской области подсчитали, что у них турпоток за год увеличится вдвое — с 1 млн до 2 млн человек. Вот только опрошенные "ДП" участники туристического рынка оптимизма не разделяют.
"Я не думаю, что увеличится поток, потому что число желающих поехать зависит не от расстояния. У нас туристы тяжело выезжают даже в Гатчину. Нужно усиливать рекламную кампанию для продвижения новых территорий. По крайней мере пока мы точно не ощутили, чтобы увеличилось число запросов", — говорит Ирина Семенова, член правления Альянса туристических агентств России.
Надежды на эффект для рынка труда тоже нет. Если судить по мировым исследованиям, гораздо большее влияние на трудовую миграцию оказывает появление внутригородских транспортных проектов. Даже ближайшие пригороды Петербурга вряд ли поедут на работу по платной трассе. Чай, не с побережья Сан–Франциско выезжают!
"Агломерационный эффект ведь определяется не только временем, но и стоимостью поездки. Если вы живете в Любани и перемещаетесь в Петербург на машине, это вам обойдется в 500 рублей минимум. У человека должна быть очень сильная экономическая мотивация, чтобы тратить такие деньги. Если я родился в глуши и нашел хорошую работу в Петербурге, неужели я не перееду?" — говорит эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
Самая заинтересованная в появлении трассы категория бизнеса — логисты, особенно из–за постепенного введения тахографов, которые регистрируют условия труда водителей. "Если времени за одну смену не хватает, экономика перевозок существенно меняется. Предварительно при расчете движения по М–11 одной смены от Петербурга до Москвы хватает. А по М–10 либо придется нарушать минимум на час, либо использовать двух водителей. Но надо будет еще посчитать соотношение стоимости проезда и всех косвенных преимуществ, которые дает трасса", — говорит Тарас Коваль, генеральный директор компании "Нева–Трейлер".
"Если говорить о грузовом потоке из Москвы, то тот факт, что трасса платная, может свести практическую выгоду к минимуму", — дополняет Александр Шевелев, замруководителя отдела индустриальной и складской недвижимости Maris в ассоциации с CBRE.

Промзоны не протянут

Власти думают иначе. В Твери оценили экономический эффект от строительства М–11 в 25 млрд рублей. Это, на минуточку, плюс 6,5% для ВРП. В Смольном оценок ВРП не делали, но и там видят только плюсы. Например, уже намекают, что федеральные власти могли бы помочь построить развязку на Пулково, чтобы обеспечить дополнительный пассажиропоток в аэропорт. Одновременно высказываются надежды на появление промышленных проектов как на юге Петербурга (промзоны Шушары, Ижорские заводы, Металлострой), так и вдоль трассы. Новгородские власти, например, отмечают интерес к моногородам Боровичи и Угловка, где созданы территории опережающего социально–экономического развития. Логично: местным предпринимателям должно быть удобно работать одновременно на две столицы. Но эксперты опять возражают. Говорят: работать некому.
"Если все это применить вместе с льготами, наверное, может сработать, но проблема заключается в том, что там с рабочей силой очень плохо, — объясняет Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника". — Мы в "Урбанике" делаем проект в Окуловке. Там у них есть действительно одно хорошее современное предприятие. Но оно уже выбрало всю образованную рабочую силу. То есть, когда встает вопрос о развитии, непонятно, где брать людей, и с этим сложно что–то сделать".
"Во всех смыслах эффективнее найти помещение ближе к городу, чем экономить за счет ставки, — согласен Виктор Заглумин, партнер Bright Rich | CORFAC International. — Даже с учетом пониженной ставки и стоимости земли и строительства при пересчете транспортных расходов удаленные объекты становятся неэффективны. К тому же возникают вопросы наличия персонала и его квалификации, а также допзатрат на служебную развозку. Учитывая, что дорога платная, экономика не складывается".
Из крупных проектов, которые действительно необходимы Петербургу, эксперты назвали второе кольцо КАД и новую федеральную трассу на города Урала (Пермь, Екатеринбург). Главное сейчас — обеспечить лучшую коммуникацию между районами, например, до Киришей напрямую из города не добраться.
Только проезд по таким дорогам все–таки должен быть бесплатным.
Что до трассы М–11, то она, похоже, оказалась проектом социально–политическим. С одной стороны, разгрузила трассу М–10, улучшив ситуацию в городах между Петербургом и Москвой. А с другой — символически объединила две столицы, что важно скучающим по дому элитам. Где тут экономика, при прочих равных, пока не очевидно. Может быть, Минэкономразвития в следующий раз лучше посчитает?