Виртуальная покупка. Московская компания пожаловалась на поставку несуществующей VR-техники для Русского музея

Автор фото: vostock-photo

Крупнейшее собрание российского искусства в мире активно использует мультимедийные технологии для образовательной и просветительской работы. Один из последних тендеров, связанный с покупкой оборудования Virtual Reality, вызвал нарекания у столичного поставщика.

Московская компания ООО "Нью Вижн Групп" указала на ошибки в конкурсной документации аукциона на поставку профильного VR-оборудования для нужд Русского музея. Речь идет о камерах, шлемах виртуальной реальности, акустической системе и прочей технике, необходимой для воспроизведения графического контента. Организация заявила, что заказчик затребовал заведомо несуществующий товар.
В Русском музее, в свою очередь, обнаружили несоответствия по техническим параметрам в заявке столичной фирмы, из-за чего закупку признали несостоявшейся. Если антимонопольщики встанут на сторону авторов жалобы, разыграть тендер могут заново. Подробности — в материале dp.ru.
Спор возник из-за аукциона, объявленного в начале ноября. Русскому музею понадобились VR-очки и вспомогательная техника стоимостью 3,2 млн рублей. Поставку необходимо было выполнить на Инженерную улицу, 8, в западный павильон Михайловского замка. Там находится мультимедийный центр музея, который стал первым в России использовать технологии дополненной реальности, возможности современных средств коммуникации и новейших компьютерных технологий в работе с посетителями.
По данным госзакупок, на тендер были поданы две заявки, однако обе были отклонены конкурсной комиссией. Одной из компаний, не прошедших отбор, оказалась московская "Нью Вижн Групп". По мнению Русского музея, заявка столичной фирмы не соответствовала по составу, содержанию и оформлению.
"В пункте 2 технических параметров оборудования у заказчика установлено требование: "Высота установки штатива — не менее 760 мм, не более 3000 мм", участник в своей заявке указал: "Высота установки штатива — 769 мм, 2995 мм", что не позволяет определить конкретный показатель по высоте штатива. В пункте 3 технических параметров оборудования у заказчика установлено требование: "Чувствительность матрицы — не менее 11, не более 25 600 ISO", участник в своей заявке указал: "Чувствительность матрицы — 100, 25600 ISO", что не позволяет определить конкретный показатель чувствительности матрицы. В пункте 7 технических параметров оборудования у заказчика установлено требование: "Рабочая высота — не менее 70 см, не более 2,4 м", участник в своей заявке указал: "Рабочая высота — 73 см, 1,8 м", что не позволяет определить конкретный показатель рабочей высоты стойки", — пояснили в Русском музее причины своего решения.
В "Нью Вижн Групп" не согласились с позицией организаторов закупки, поскольку такие понятия, как "высота установки штатива", "чувствительность матрицы" у камеры и "рабочая высота" у стойки, имеют исключительно два конкретных показателя, дающих полное понимание о функциональных возможностях оборудования.
"Более того, не существует вышеперечисленного оборудования, у которого по данным характеристикам имелось бы одно значение. Также указание двух значений для данных показателей является общепринятой практикой, так как даже сам производитель указывает эти показатели через запятую", — уточнил свои доводы директор компании Алексей Лесниченко.
Кроме того, в "Нью Вижн Групп" сочли, что заказчик затребовал заведомо несуществующий товар, так как нет штатива, имеющего одно значение для характеристики "высота установки штатива". Так же как не существует камер и стоек, указанных в техзадании, имеющих одно значение для характеристики "чувствительность матрицы" и "рабочая высота" соответственно. Для данных позиций всегда указываются два значения, характеризующие его функциональные возможности. Заказчик "умышленно поставил условия, при которых ни одна заявка добросовестного участника не может быть принята для участия в закупке", пришли к выводу в компании.
Московская фирма написала жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу. Разбирательство по делу назначили на 12 декабря. В случае если ведомство согласится с "Нью Вижн Групп", Русский музей могут обязать внести поправки в техзадание и заново разыграть тендер. На данный момент из-за отклонения заявок всех участников победитель аукциона не выбран.
По информации СПАРК, "Нью Вижн Групп" была создана в прошлом году. С тех пор компания неоднократно участвовала в госзакупках и заключала контракты с бюджетными учреждениями. В основном заказчиками выступали образовательные заведения из разных регионов РФ, в том числе из Петербурга.

VR-искусство

Центр мультимедиа, расположенный в Западном павильоне Михайловского замка, — особое пространство Русского музея, где тематический музейный контент представлен с помощью различных компьютерных технологий. С декабря 2016 года здесь работает электронная экспозиция, представленная в виде техноигрового маршрута. С 2018 года в пространстве Центра стали разворачиваться отдельные тематические цифровые выставки, а с 2019 года проходят интерактивные мастерские.
Осенью 2019-го Русский музей представил свой новый проект в формате виртуальной реальности (VR) "Музей исчезнувших картин". В нем собраны виртуальные реконструкции 17 образцов русского искусства, которые были утрачены в годы Великой Отечественной войны, перестройки или нулевых, пропали из музеев, частных собраний или экспозиций. "Это не просто VR-репродукции, а полноценные мультимедийные истории, рассказывающие о судьбе шедевров. Интерактивные элементы раскрывают замысел художника, "озвучивают" сюжет произведения и "восстанавливают" его", — рассказали в Русском музее.
"Музей исчезнувших картин" доступен в приложении "РИА.Lab", которое можно скачать на устройства с iOS в AppStore и Android в Google Play в приложении. Для просмотра пользователю необходимы очки виртуальной реальности любого формата, включая картонные.
В целом развивать виртуальное направление и возможности дополненной реальности Русский музей начал более 15 лет назад. В частности, в 2003 году было объявлено о создании так называемого виртуального филиала. С помощью этого проекта открывались виртуальные филиалы в музеях, университетах, культурных центрах, учреждениях дополнительного образования в разных регионах России и за пределами страны. Через компьютерные технологии был налажен доступ к богатейшей коллекции изобразительного искусства и другим ценностям русской культуры.
Содержательным наполнением центров стала медиатека, включающая более 400 мультимедийных программ и фильмов Русского музея, которые передаются в учреждения культуры и образования, мультимедийные и ресурсные центры для использования в образовательной и просветительской деятельности информационно-образовательных центров "Русский музей: виртуальный филиал".