Приоритетная магистраль. Широтная магистраль скоростного движения может стать нацпроектом

Автор фото: Тихонов Михаил

Строительство Широтной магистрали скоростного движения в Петербурге могут включить в национальный проект

Власти Петербурга окончательно определились с выбором приоритетного дорожного проекта — это Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД, прежде именовавшаяся Восточным скоростным диаметром), которая пройдет от ЗСД в районе Благодатной улицы до КАД в районе Кудрово и дальше до Мурманского шоссе. Строительство трассы губернатор Петербурга Александр Беглов на совещании по вопросам развития транспортной системы Санкт–Петербургского транспортного узла под председательством вице–премьера РФ Максима Акимова назвал вопросом номер один. В доводы поверили и федеральные чиновники.

Национальная магистраль

Еще в ноябре 2018 года стало известно, что Смольный попросил правительство России включить в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры два десятка петербургских дорожных объектов. В итоге федералы одобрили софинансирование по 25, из которых Смольный сосредоточился на шести. Это строительство ШМСД, Южной широтной магистрали, Южно–Волхонской дороги, транспортной развязки на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом, реконструкция Приморского и Петрозаводского шоссе. Стоимость петербургского участка Широтной магистрали оценивается в 170,7 млрд рублей (участок на территории Ленобласти обойдется в 12 млрд рублей).
"Заявленный городом объем софинансирования со стороны федерального бюджета — 56,9 млрд рублей до 2024 года", — отмечают в пресс–службе правительства РФ. Стоимость остальных пяти дорог — 26,2 млрд рублей, предполагаемый размер федерального софинансирования составит 13 млрд рублей в период с 2020 по 2024 год, уточнили "ДП" в пресс–службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).
Руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко, специалисты которого проводят ранжирование объектов, претендующих на федеральную поддержку в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, сообщил на совещании в Смольном, что социально–экономические эффекты и целевые показатели ШМСД дают основания включить его в этот национальный проект. При этом весной 2019 года проект Широтной магистрали не прошел фильтр Аналитического центра.
Максим Акимов рекомендовал правительствам Петербурга и Ленобласти совместно с Минтрансом представить в октябре финальные предложения по финансово–экономической модели ШМСД для рассмотрения на проектном комитете комплексного плана. В ноябре 2019 года состоится очередное заседание правительственной комиссии по транспорту, на котором Широтную магистраль как раз и планируют включить в нацпроект. Для этого Минтранс и Аналитический центр подготовят необходимые документы, а также проработают варианты источников финансирования в рамках утвержденных предельных лимитов комплексного плана.
По планам Смольного, строительство первого этапа Широтной магистрали начнется в 2020 году. Речь идет об участке от Западного скоростного диаметра у Благодатной улицы до Витебского проспекта, который чиновники называют примыканием ЗСД к Витебскому проспекту. В финансировании строительства этого участка планируется участие ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС, концессионер ЗСД), федерального и городского бюджетов.
"Такая возможность была предусмотрена в рамках действующего соглашения о государственно–частном партнерстве (СГЧП), заключенного в 2012 году. В настоящий момент стороны обсуждают финансово–экономические, технические и иные детали строительства развязки. "Магистраль Северной столицы" выступает в роли частного партнера Санкт–Петербурга по СГЧП, функциями которого являются финансирование, организация строительства и эксплуатация объекта", — уточнили "ДП" в комитете по инвестициям.
Каким образом МСС будет возвращать вложенные средства, в комитете не сообщили, сославшись на изначальное СГЧП, в котором прописаны все условия и обязанности сторон. Акционерами МСС выступают ВТБ, Газпромбанк и кипрская компания "Блогнот лимитед".
В рамках ПМЭФ–2019 было подписано дополнительное соглашение о начале работ по строительству примыкания ЗСД к Витебскому проспекту (первый этап ШМСД). Стороны договорились о подготовке территории и проектировании будущей развязки. Тогда объем инвестиций в объект Смольный оценил в 20 млрд рублей. Общая стоимость составит 35 млрд рублей.
Три последующих этапа ШМСД на территории Петербурга планируются к реализации на основе ГЧП. Как ранее писал "ДП" (см. № 90 от 20.06.2019), условий концессионного конкурса ждет ВТБ. В подобных проектах охотно участвуют также Газпромбанк, Сбербанк, УК "Лидер", компания "Автобан" и группа "ВИС". У последней, к слову, есть консорциум с китайской China Railway Construction Corporation (CRCC), они также рассчитывают получить контракт по ШМСД.
Предварительный срок завершения работ по всем четырем городским этапам — IV квартал 2024 года.
По словам Александра Беглова, трасса поможет снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру, перенаправить интенсивные грузовые и пассажирские потоки, а также увеличит транспортную доступность морского порта Большой порт Санкт–Петербург. Дорога будет включать 11 развязок, расчетная пропускная способность составит более 170 тыс. автомобилей в сутки.

Отдельная программа

Остальные заявленные проекты Петербурга, а также несколько дорожных проектов Ленинградской области, по мнению Онищенко, могут стать основой для отдельной комплексной программы развития Санкт–Петербургского транспортного узла. Такой вариант поддержал и министр транспорта Евгений Дитрих, по мнению которого Петербургу и Ленобласти необходима единая сводная агломерационная программа. Минтранс предложил выделить в федеральном бюджете на 2020 и плановые 2021–2022 годы дополнительно 4,3 млрд рублей для софинансирования городских проектов и 2,3 млрд рублей — областных проектов. Сейчас эти параметры обсуждаются с Минфином.
Ленобласть рассчитывает направить федеральные средства на реконструкцию Колтушского шоссе (1–й и 2–й этапы), строительство обхода Мурино в створе Гражданского проспекта (обход Мурино слева) от КАД до Ручьевского проспекта (1–й этап дороги), а также строительство дороги в створе Пискаревского проспекта до трассы Санкт–Петербург — Матокса (обход Мурино справа).
Выбор ШМСД приоритетным проектом — критическая для развития города ошибка. Для транспортной системы города проблема № 1 — развитие общественного транспорта. Администрации всех крупных городов (и наших российских, кроме Петербурга) давно поняли, что основа современной мобильности — развитие транспорта общего пользования. Доказано, что чем больше поездок на общественном транспорте, тем меньше расходы на транспортную систему города, и наоборот! У нас усилиями чиновников доля поездок на общественном транспорте постоянно падает. Падает не потому, что народ не хочет, а потому, что городской пассажирский транспорт не развивается, движется с задержками, непредсказуемыми интервалами, год от года все медленнее. Для Петербурга не построить систему городского пассажирского транспорта только из метро. Игнорирование наземного транспорта — серьезная ошибка. Причина — отсутствие должной организации дорожного движения для приоритетного движения пассажирского транспорта. Широтная магистраль необходима городу, но не № 1 и только после решения всех вопросов с платной стоянкой на улицах и расширения ее зоны до Обводного канала.
Андрей Горев
профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ