Передать по сети. Власти одобрили инициативу "Россетей" по введению долгосрочных тарифов

Автор фото: Сергей Коньков
Как "Россети" борется с износом фонда за счет долгосрочных тарифов

Из четырех инициатив "Россетей" по регулированию работы электросетевого комплекса пока официально поддержана лишь одна.

Глава "Россетей" Павел Ливинский в июне текущего года во время встречи с премьер–министром России Дмитрием Медведевым обратился к нему с просьбой помочь с принятием ряда законодательных инициатив. Речь идет о четырех предложениях: сокращении льгот по техприсоединению новых мощностей, выравнивании тарифов в магистральном и распределительном звене, введении платы за резерв мощности и переходе на долгосрочное тарифное регулирование. "Они (эти предложения. — Ред.) все одобрены правительством. Они прошли публичное обсуждение, в том числе на площадках Госдумы, Совета Федерации", — сказал Павел Ливинский на встрече с премьером. Тогда же он попросил дать поручение ускорить выход данных нормативно–правовых актов и законодательных инициатив, подачу их в Федеральное собрание для утверждения в текущем году. "Для нас они жизненно важны еще тем, что без увеличения конечного тарифа для потребителя мы не можем остановить нарастающий износ основных фондов. Несмотря на уверенные производственные и финансовые показатели, рекордную прибыль, все равно по состоянию на июнь текущего года... 76% наших активов превысили нормативный срок службы", — отметил глава "Россетей".

На пять лет вперед

Эти предложения пусть и частично, но начали реализовываться. В конце июля Совет Федерации утвердил поправки в закон об электроэнергетике. Они предусматривают, что с 1 января 2023 года тарифы на услуги по передаче электроэнергии будут устанавливаться минимум на 5 лет. Для сетевых компаний такой подход означает, что полученные доходы от экономии, например за счет снижения потерь, оптимизации работы оборудования, внедрения инноваций и так далее будут оставаться в компании, а не "вырезаться" регуляторами каждый год.
Другие инициативы, несмотря на их одобрение правительством и комитетом по энергетике Госдумы, пока окончательно не утверждены. Возможно, причина в том, что реальные последствия регуляторных новаций могут быть негативно восприняты потребителями. Несмотря на заверения "Россетей", что данные изменения не приведут к росту тарифной нагрузки.

Долой льготы

В числе предложений "Россетей" повышение льготной ставки за техприсоединение к электросетям. Сейчас льготы предоставляются двум категориям потребителей — населению и микробизнесу, которым требуется присоединить объекты мощностью до 15 кВт, и малому и среднему бизнесу, подключающему объекты от 15 до 150 кВт. Первым вся процедура обходится в 550 рублей, вторые освобождены от расходов, связанных со строительством электросетей от существующих объектов до присоединяемых энергопринимающих устройств. "Россети", согласно сообщениям информагентств, предлагают брать с потребителей по 5 тыс. рублей с каждого подключаемого киловатта. Таким образом, присоединение 15 кВт подорожает в 136 раз и обойдется в 75 тыс. рублей.
Энергетики просят пересмотреть порядок предоставления льгот, поскольку преференции предоставляются за счет самих энергокомпаний и являются выпадающими доходами сетевой организации. Очевидно, что энергопредприятиям терять эти доходы не хочется. Из–за большого числа льготных подключений доля платы за технологическое подключение в выручке снижается. Экономика компаний страдает и от того, что приходится проводить подключения в сжатые сроки и привлекать для этого кредиты.
"Льготное присоединение в нынешнем виде себя изжило: это прямое перекладывание расходов на техприсоединение с мелких потребителей на крупных", — считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов. По его мнению, изначально предполагалось, что расходы от льготного присоединения будут компенсироваться за счет доходов сетей через рост тарифа на передачу. Однако этот принцип давно не работает. "Рост тарифа на передачу ограничен индексами и политическими решениями", — объясняет Преснов. Поэтому, считает он, необходимо пересмотреть всю структуру формирования тарифов сетей. "Например, можно было бы организовывать рассрочку платы за техприсоединение на много лет через платежи, которые, в свою очередь, должны корректно отражать так называемые остаточные затраты сетей, некомпенсируемые через плату за объем переданной энергии и плату за пиковую мощность", — говорит эксперт.
Валерий Дзюбенко, заместитель директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии", высказался категоричнее. "Льгота для техприсоединения к сетям отдельных категорий потребителей предоставляется за счет повышения платежей для остальных потребителей. Если льгота при подключении необходима, то ее следует сделать адресной для тех, кому она действительно нужна, и финансировать ее не за счет повышения тарифов для других потребителей, а из бюджета", — считает он.

Сойти с магистрали

Еще одной инициативой сетевиков является устранение тарифного дисбаланса в сетях низкого и высокого напряжения. Сейчас ряд крупных предприятий подключены напрямую к подстанциям ФСК и тем самым избавлены от "зашитой" в тариф распредсетевой составляющей. В прошлом году крупнейшее предприятие Ленинградской области "Киришинефтеоргсинтез" обратилось в суд против ФСК, отказавшей предприятию в заключении договора энергоснабжения. На НПЗ подсчитали, что, разорвав отношение с "Ленэнерго" и подключившись напрямую к ФСК, завод сможет экономить до 3 млрд рублей в год. Суд в иске отказал, но, как говорится, осадочек остался. Если бы завод ушел от "Ленэнерго", сэкономленные нефтяниками миллиарды пришлось бы собирать с других потребителей Ленобласти или сокращать инвестпрограмму "Ленэнерго".
Для устранения дисбаланса в стоимости услуг сетей разного напряжения правительство РФ еще в сентябре прошлого года решило увеличить тарифы ФСК. "Дифференциация тарифов на услуги магистрального сетевого комплекса не снизит финансовую нагрузку на тарифы распредсетевого комплекса, а, наоборот, может ее существенно увеличить, — считает Валерий Дзюбенко. — "Россети" хотят перераспределить около 38 млрд рублей из выручки распредсетевых компаний в тарифы магистральных сетей, что увеличит стоимость услуг последних почти вдвое. Но дело в том, что многие промышленные предприятия пользуются услугами как распределительного, так и магистрального сетевого комплекса, и финансовый результат для них от этой манипуляции никак не изменится — сумма просто перекочует из одной платежки в другую".
Кроме того, увеличение платежей предприятий и организаций за услуги магистрального комплекса приведет к удорожанию их товаров и услуг, что по цепочке вернется к их потребителям в распределительном комплексе.
По мнению эксперта, на высвободившийся объем финансирования в тарифе распредсетевого комплекса сетевые организации вправе заявить недополученную выручку прошлых периодов, которую они раньше не могли получить из–за ограничений роста тарифов. "В результате тариф на услуги магистральных сетей вырастет, а распредсетевой тариф не снизится. Рост тарифа на услуги магистральных сетей будет стимулировать энергоемкие предприятия к сокращению потребления электроэнергии из общей сети и переходу на собственные энергоисточники. В итоге база потребления из сети для сбора выручки сетевых организаций будет сокращаться, что спровоцирует новый виток роста сетевых тарифов. Таким образом, инициатива "Россетей" по дифференциации тарифов магистральных сетей, на наш взгляд, бессмысленна и вредна для всех потребителей", — заключает Валерий Дзюбенко.
Алексей Преснов считает, что вопрос дифференциации тарифа на передачу ФСК для конечных потребителей и сетевых организаций должен решаться за пределами рынка — то есть путем квазиналоговых сборов, возможно, и через плату за передачу, то есть пропорционально объему потребления услуг, а возможно, и по другим параметрам — например, через годовой сбор пропорционально мощности энергоустановок.

Плата за резерв

Наконец, четвертое предложение "Россетей" — поэтапное введение платы за резерв сетевой мощности. Правительство приняло принципиальное решение о запуске такого механизма еще в январе 2019 года. По логике чиновников, потребители, которые при присоединении к энергоисточникам заказали себе мощности с запасом и сейчас не используют их полностью, должны либо оплачивать эти излишки, либо отказаться от них. "ДП" ранее писал о данной инициативе (см. № 041 от 21 марта 2019 года). Эксперты отмечали, что данное предложение является сложно реализуемым и приведет к дополнительным расходам потребителей на электроснабжение, а энергокомпаний — на администрирование. "Предложение "Россетей" об оплате содержания так называемого резерва сетевой мощности технологически и экономически не обосновано, но при этом увеличит платежи потребителей, по данным Минэкономразвития России, примерно на 100 млрд рублей ежегодно, — считает Валерий Дзюбенко. — В сети не существует никакого обособленного резерва, содержащегося исключительно в интересах данного конкретного потребителя. Сетевое оборудование используется для множества потребителей, чьи нагрузки разнесены во времени. К примеру, уличное освещение использует сеть ночью, а бизнес–центр или магазин загружает это же сетевое оборудование днем. Резервирование обеспечивается, как правило, с учетом совмещения этих нагрузок, нередко с задействованием оборудования соседних питающих центров, то есть схемно".
Впрочем, с учетом роста требований к надежности электроснабжения, растущей доли электрооборудования изменение подходов к тарифообразованию выглядит неизбежным.
"Существующая регуляторная база не позволяет ГК "Россети" в долгосрочной перспективе стабильно развиваться, привлекать внешние инвестиции и остановить износ материальных фондов. Денег на массовую замену оборудования у сетевых компаний попросту нет, что ведет к его дополнительному износу на 2% в год, — сообщили "ДП" в пресс–службе "Россетей". — Все это негативно сказывается на энергетической безопасности страны".
В компании добавили, что предлагаемые меры направлены на повышение эффективности использования существующих сетевых мощностей, программ строительства и реконструкции электросетей, а также распределения средств между всеми участниками рынка электроэнергии. "Об увеличении конечного тарифа для бытовых потребителей, равно как и МСП и крупного бизнеса, подключенного к распределительному сетевому комплексу, речи не идет. Более того, когда законодательство в области электроэнергетики будет усовершенствовано, группа "Россети" получит возможность создать в России современный электросетевой комплекс, управляемый с помощью цифровых технологий, обеспечивающих энергоэффективность всех категорий потребителей, тем самым дав им возможность повысить свою энергоэффективность и сократить расходы на электроэнергию", — отметили в пресс–службе.
Можно заключить, что предложения "Россетей" о дифференциации тарифов магистрального сетевого комплекса и введение платы за резерв сетевой мощности не позволяют достичь заявленных целей и ведут исключительно к наращиванию выручки сетевой монополии. Указанные предложения негативно отразятся на экономике предприятий и организаций, приведут к росту цен на товары и услуги и в результате — к разгону инфляции.
Валерий Дзюбенко
заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии»
"Россети" смотрят с завистью на то, как генераторы в очередной раз пробили очередную программу ДПМ и спокойно будут получать гарантированный доход на инвестиции в развитие собственных активов аж до 2047 года. На устойчивый и безмятежный рост сетевых тарифов, основного дохода сетевых организаций, гарантированного правительственными решениями и обеспеченного обязывающими повышенными платежами потребителей, денег, как у нас любят говорить, в пределах инфляции уже не осталось. Поэтому остается уповать на такие вот изменения в нормативном поле, улучшающие положение сетевиков.
Алексей Преснов
Управляющий партнер Агентства энергетического анализа