Дорога с двухсторонним движением. Бизнес и власть о ситуации на рынке частной медицины

Частный бизнес готов идти в медицинскую первичку — и город очень его там ждет. О возникающих проблемах и точках соприкосновения говорили на традиционном круглом столе в редакции "Делового Петербурга".

Анна Митянина, вице–губернатор Санкт–Петербурга:

С удовольствием принимаю участие в таком формате, как круглый стол в "Деловом Петербурге". Сегодняшняя тема "Развитие первичного этапа здравоохранения" особенно актуальна для жителей новых микрорайонов. Одной из претензий к организации деятельности власти по итогам соцопросов является обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Чтобы разрешить эту проблему, надо понимать, что есть понятие доступности медицинской помощи в соответствии с законами. Ответ содержится в федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Законодатель говорит, что доступность обеспечивается посредством организации медицинской помощи по принципу доступности к месту жительства, наличия медработников, возможностью выбора медицинской организации и обязательностью применения порядков оказания медпомощи и ее стандартов. Эти четыре аспекта город должен использовать при определении объема первичного звена, который является оплотом здравоохранения. В соответствии с нормативом, принятым правительством Петербурга в 2017 году, норма составляет 26 посещений на 1000 жителей в смену. Этот параметр мы обязаны обеспечить, потому что мы развиваем градостроительное проектирование города. Фактически мы не отвечаем этому требованию, несмотря на то что сами его определили. По мощности детских поликлиник мы не достигаем норматива на 10%, по взрослым поликлиникам — на 7,2%, и в целом нехватка мощности учреждений такого рода составляет порядка 9 тыс. посещений в смену. Чтобы увеличить количество и мощность амбулаторно–поликлинических учреждений и приблизить их к жителям (особенно в активно застраиваемых районах), в 2018 году в городе были открыты четыре центра врачей общей практики. В 2019 году планируется открытие 23 медицинских организаций различного типа — из них 15 офисов врачей общей практики. На всех высоких уровнях заявлено, что социальная инфраструктура не успевает за активной жилищной застройкой. Это привлекает повышенное внимание и накладывает на нас дополнительные социальные обязательства. По СНиПам и градостроительным нормативам поликлиника должна находиться в радиусе 1000 м от места проживания. Исходя из этого параметра, сейчас пересматриваются и подходы к градостроительному планированию.
Подчеркну, что несмотря на поддержку федерального руководства и выделение федеральных денег и несмотря на то, что мы выполняем обязательства по адресной инвестиционной программе (сами строим объекты для организации первичной медпомощи), мы не решаем проблему доступности.
Поэтому наш взгляд направлен на частный бизнес. Очень надеюсь на сотрудничество и буду всячески просить ТФОМС с пониманием отнестись к нуждам города и задачам, которые ставит правительство города.

Андрей Сарана, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга:

Мы открыты как для частных структур, так и для государственных, работу которых обеспечиваем. Есть цель, которая поставлена перед нами губернатором: копирование лучших практик. Если в чем–то структура в частном звене работает лучше государственной, мы готовы обучаться. Мы можем уменьшить деньги, которые мы выделяем по системе ОМС в государственные учреждения, чтобы населению было лучше. Вопрос в том, кто лучше работает. Тот, соответственно, и получает деньги. Еще в 2013 году в "Полисе" была электронная история болезни, которая устанавливалась и в других регионах, и можно было посмотреть, каков прием в регионе в другом офисе "Полиса". Государственные структуры менее поворотливы, у нас больше объемы, но мы тоже к этому идем. Мы не вполне достигли того объема, который был в 2015 году у "Полиса". При этом город далеко продвинулся в плане цифровизации, внедрения электронной карты петербуржца. В ближайшее время эту технологию возьмем целиком, потому что у нас готовность очень высока.

Александр Кужель, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт–Петербурга:

В России очень либеральное законодательство в части включения в ОМС. При наличии лицензии медицинская организация предоставляет для "входа" не много документов. Бывает так, что мы получаем их службой доставки DHL. Но одно дело войти в ОМС без проблем, а другое — работать в соответствии с действующим законодательством под серьезным финансовым и экспертным контролем. Наш опыт показывает, что около 20 организаций, вступивших в систему ОМС, ежегодно после ознакомления с требованиями так и не начинают в ней работать.
Сегодня в Петербурге из 361 медицинской организаций системы ОМС 142 — негосударственной формы собственности (около 40%). В деньгах их доля меньше.
Некоторые организации не устраивают выделенные им объемы медицинской помощи. Распределение проводит Комиссия по разработке Территориальной программы, в которую входят все заинтересованные стороны (Территориальный фонд, комитет по здравоохранению, профсоюзы, СМО, представители медицинских организаций). Рынок один, а участников, желающих работать, в 2 раза больше. И не всегда желание совпадает с потребностью системы. Проблемы начинаются еще и тогда, когда медицинские организации, особенно негосударственной формы собственности, претендуют на большие объемы медицинской помощи, чем нужно системе ОМС. Сложившийся рынок медицинских услуг хорошо сбалансирован. И сейчас получается: чтобы кому–то добавить, надо у кого–то отнять. В результате — конфликты и недовольство.
Мы заинтересованы в частном бизнесе, в тех видах помощи, где у государства есть проблемы. Это касается первичной помощи в новых районах Петербурга, там социальная инфраструктура не успевает за строящимся жильем. Поэтому в 2013 году мы оказывали содействие компании Euromed Group, которая открывала офисы врачей общей практики в отдельных районах города. Наш интерес: доступная и качественная первичная медицинская помощь. Мы хотели, чтобы возникла конкуренция, чтобы частные компании со своим свежим взглядом "тащили" за собой не всегда поворотливые государственные структуры. Я не могу сказать, что это произошло. Получилось скорее сближение частных организаций с государственными в части организации работы. Наша оценка качества медицинской помощи, оказанной "частниками", не дает существенного отличия от такой же в государственных медицинских организациях.
Так как мы сегодня говорим о "первичке", особенно в районах с новыми жилыми комплексами, приведу цифры. В восьми районах Петербурга шесть частных медорганизаций занимаются первичной медицинской помощью с прикрепленным населением 201 756 человек (в 2013–м была 41 тыс.). Стоит это нам полмиллиарда рублей в год. Немаленькие деньги! Организации работают по тем же тарифам и в тех же условиях, что и государственные поликлиники. Мы не устаем повторять: мы не делим организации на частные и государственные. Нам нужно, чтобы помощь была доступной и качественной. В целом опыт частников в "первичке" можно назвать положительным. Хотя есть примеры, когда районная власть отказывается от их услуг, и в этом случае районные поликлиники обеспечивают пациентов первичной помощью.

Роман Константинов, руководитель группы компаний «Эко–безопасность»:

Есть три небольшие проблемы. Первая — это дефицит общения власти с представителями частного бизнеса. Такие круглые столы — это прекрасная возможность для общения.
Вторая проблема более существенна. В современном здравоохранении есть четкая граница — государственные клиники и частные, "наши и не наши". Мне хотелось бы, чтобы из нашего лексикона подобные определения полностью ушли. Частные медорганизации точно так же нацелены на решение общефедеральных задач в области здравоохранения. Я подписываюсь под каждым словом, которое было сегодня произнесено о решении общих задач. Мы в этом мейнстриме как раз и работаем.
Третья проблема гораздо серьезнее. То, что сейчас озвучил директор ТФОМС, расходится с реальными подходами. Я поясню, что имею в виду.
Наша организация планомерно и последовательно развивает производственный принцип здравоохранения — оказание медпомощи на предприятиях, который закреплен во всех документах, начиная от Конституции и заканчивая новыми приказами Минздрава РФ о диспансеризации. Это и есть доступная медицинская помощь для работающего человека. Я уверен, что участковым врачам в районных поликлиниках (территориальный принцип) невозможно будет осуществить полный охват населения диспансеризацией. И мы оказываем эту помощь в рамках ОМС, то есть бесплатно для людей. Тысячи людей делают осознанный выбор в нашу пользу. Только деньги от страховых компаний ОМС получаем через суд. Судебных решений в нашу пользу уже более 10, что подтверждает нашу правоту в трактовке норм законодательства. Руководство же ТФОМС игнорирует этот факт. Судебные решения для них ничего не значат.

Александр Кужель:

Из моих уст слова "наши и не наши" ни разу не звучали. Мы работаем в рамках действующего законодательства. Если оно не совпадает с интересами отдельных участников рынка, то это их проблемы.

Елена Кириленко, генеральный директор ООО «КЕЛЕАНЗ Медикал»:

Много говорилось о взаимодействии города с частными клиниками. Я бы хотела сделать предложение со стороны своей компании, медицинского интегратора, по более активному участию в реализации комплексных проектов строительства и оснащения медицинских учреждений. Понимаем, что работаем в рамках 44–ФЗ. Но хотелось бы предложить свои компетенции по разработке медицинских технологий, по поставкам оборудования в лизинг, круглосуточному сервисному обслуживанию оборудования, оптимизации затрат на эксплуатацию медоборудования и приобретение расходных материалов. Есть компетенции, есть реальный опыт, есть клиники, созданные "под ключ", которые успешно функционируют. Будем рады принимать участие в реализации городских проектов.

Татьяна Трофимова, главный врач сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА–ПЕТЕР»:

На протяжении четверти века мы тесно сотрудничаем со здравоохранением города и прикладываем все силы, чтобы наша работа соответствовала современному уровню развития медицины и удовлетворяла высоким сервисным требованиям — на что вправе рассчитывать наши горожане. Современная медицина должна быть доступной, поэтому в текущем году мы предлагаем жителям Санкт–Петербурга новый формат оказания медицинской помощи — в мае мы открыли два сателлита. Сателлит — это расширенный офис семейного врача, расположенный в новостройках или там, где есть дефицит медицинской помощи, в котором представлены специалисты самых востребованных специальностей: семейная медицина, педиатрия, неврология, акушерство и гинекология, оториноларингология. Отличительной чертой от уже существующих предложений является возможность прямо во время приема получить телеконсультацию у специалиста экспертного уровня. С нашей точки зрения такой подход не только удобен, но и весьма перспективен, существенно повышая качество оказываемой медицинской помощи. Более того, мы надеемся, что сателлиты станут центрами пропаганды и поддержания здорового образа жизни. Пора переходить от слов и намерений к конкретным делам. Нам еще рано говорить о достижениях в этом направлении, но я надеюсь, что уже на следующей встрече мы сможем отчитаться и поделиться опытом. Мы тесно сотрудничаем с ТФОМС по Санкт–Петербургу — клиника "Скандинавия" активно участвует в программах ОМС по профилям: репродуктология, КТ и МРТ, где мы являемся лидерами. В чем мы видим проблемы — смущает заявительный принцип вхождения в программы ОМС. Нам кажется, что наличие одного желания "осваивать бюджетные средства" недостаточно. Заявитель должен продемонстрировать, что располагает должным опытом, что соблюдает принципы безопасности, что его работа соответствует требованиям качества. Очень важным инструментом является критериальный подход к оценке деятельности ЛПУ по конкретному направлению, разработанный и внедренный ТФОМС по Санкт–Петербургу. Это позволяет объективно оценивать ЛПУ и своевременно отсеивать сомнительных претендентов. Крайне важная работа, нуждающаяся в поддержке и развитии. Петербург серьезно уступает Москве по развитию телемедицины и телеконсультаций. Наш потенциал огромен, а используем его явно недостаточно. Решение кроется, в частности, в открытии тарифов на дистанционное описание результатов КТ и МРТ. А за грамотным описанием следует приезд пациента на лечение. А это уже медицинский туризм — дело государственной важности. Мы могли бы себя хорошо показать в этом направлении. На программы ЭКО к нам стоят очереди со всей страны. Надеюсь, что мы найдем решения, которые позволят эти очереди сделать поменьше. Санкт–Петербург — блистательный город, заслуживающий еще и звания центра, способного оказать медицинскую помощь высочайшего качества.

Лариса Громыко, директор по развитию Medical Investment Group:

Нам есть что предложить с точки зрения организации первичной медико–санитарной помощи. Как известно, часть нашей команды раньше относилась к компании "Евромед", и мы внесли существенный вклад в создание известного проекта "ПОЛИС участковые врачи". В 2017 году уже в составе Медицинской инвестиционной группы мы начали работать с регионами и за 2 года открыли поликлиники в Белгороде, Челябинске, Великом Новгороде. Готовим к открытию объекты в Сыктывкаре. Полученный опыт мы хотим предложить Петербургу. В регионах финансирование первичной помощи давно осуществляется по подушевому нормативу, что заставило нас создавать не офисы врачей общей практики, а полноценные поликлиники, укомплектованные специалистами и диагностическим оборудованием. Этот подход оправдал себя в том числе в связи с необходимостью увеличения количества профилактических осмотров и диспансеризаций: пациентам удобно получать весь объем исследований и консультаций в одном медучреждении. Мы хотим применить полученный опыт в Петербурге, потому что знаем, что Петербург — это надежный партнер для бизнеса. Для реализации проектов наша компания использует разные механизмы. Мы умеем открываться быстро — 6–8 месяцев от заключения соглашения до открытия поликлиники, умеем создавать новые объекты без бюджетных затрат, даже если требуется строительство здания. В наших поликлиниках нет кассы и никаких платных услуг, это вопрос политический: когда открывается новая поликлиника, люди хотят быть уверены, что все будет бесплатно.
Наше предложение — в комитете по здравоохранению Санкт–Петербурга создать центр, который аккумулировал бы потребности города и возможности бизнеса, что позволит быстро находить эффективные решения.

Станислав Коновалов, генеральный директор ООО «Агрос–интернейшнл»:

Я принимаю участие в круглом столе "Делового Петербурга" уже в третий раз. Хочу подчеркнуть, что на протяжении 2 лет мы пытаемся привлечь внимание правительства Санкт–Петербурга к внедрению автоматизированного метода ранней диагностики рака кишечника. В последнее время мы неоднократно делали предложения безвозмездно предоставить городу два японских высокотехнологичных анализатора. К сожалению, мы до сих пор не получили ответ на наше конкретное предложение. В Петербурге свыше 3 тыс. человек ежегодно умирает от данного заболевания. Первый пилотный проект мы провели в Ханты–Мансийском округе, где в течение 8 лет прошли обследование свыше 211 тыс. человек и было выявлено более 29 тыс. положительных пациентов, многие из которых имели раннюю стадию заболевания. Исследование по японской методике позволяет определять рак кишечника на I стадии. Выявление пациентов с I стадией рака кишечника позволяет своевременно провести менее затратные и наиболее простые клинические процедуры, чтобы сохранить здоровье пациента, избежать инвалидизации и сложных дорогостоящих операций на кишечнике. Препятствием для внедрения японской методики в нашем городе является низкий тариф ОМС на анализ кала на скрытую кровь, который в других регионах значительно выше.

Андрей Сарана:

Здесь есть проблема. Приказ о диспансеризации расширяет онкологический скрининг, куда входит анализ кала на скрытую кровь. В городе тариф действительно невысокий. Есть разные методы диагностики. Ваш прибор позволяет определить рак верхних и нижних отделов желудочно–кишечного тракта. Наш тариф позволяет выявить лишь нижнее расположение. Исследование по вашему прибору было в Бельгии, однако после того, как начали делать массовые исследования, возникла проблема, которая может появиться и в нашем городе. От момента получения положительного ответа до постановки диагноза проходит срок 14 дней. Через 3 дня человек должен встать на диспансерный учет. Количество колоноскопов в Петербурге не позволит "переварить" такой объем. После того как в Бельгии стартовали с такой программой, очередь на колоноскопию выстроилась на 6 месяцев. Сейчас мы не можем на это пойти. Кроме колоноскопов мы упремся в нехватку гастроскопов. Город понимает риски невыполнения стандартов обследования. Мы придем к этому методу в ближайшее время. Могу предположить, что вы вряд ли готовы на снижение себестоимости, чтобы мы рассчитали более низкий тариф.

Евгений Федоров, гендиректор сети клинико–диагностических медицинских центров «Медпомощь 24»:

Мы еще не работаем в системе ОМС, потому что понимаем, что это надо делать качественно, взвешивая все "за" и "против", включая риски. Одного желания мало, надо иметь наработанную базу — подготовку, кадры. Я хотел бы обратить внимание на важность построения диалога между районными администрациями и частным медицинским бизнесом. Все мы понимаем, что Петербург вошел в число лидеров по выдаче электронных больничных листов. Сеть клинико–диагностических центров "Медпомощь 24" не только поддержала, но и успешно реализовала эту идею. Следующая задача — ведение электронной документации. Сейчас не хватает информации об этапах и способах реализации. Это правильно, мы знаем регионы, где даже скорая помощь выдает электронный больничный лист. Мы к этому тоже должны прийти. Хочется, чтобы был диалог, чтобы к 2020 году мы подошли подготовленными. Это требует дополнительных финансовых вложений и грамотной коммуникации.

Андрей Сарана:

Государственные структуры мы видим в режиме реального времени подключенными по разным направлениям. В городе создана цифровая шина, к ней можно подключиться. Человек, который к вам приходит, через портал госуслуг может увидеть всю информацию о себе. Самое тяжелое — работа со снимками. По статистике, всего 2% рентгенологической информации передается в городскую систему. Для сравнения: лаборатории передают 93%. Мы передаем сейчас 76% эпикризов. Человек может зайти в систему и все узнать о себе — о сданных анализах и оказанных медуслугах. Что касается подключения частных клиник, всегда можно обратиться в МИАЦ — достаточно выполнить требования по защите данных. И вы без проблем подключитесь.

Александр Фельдман, главный врач многопрофильного медицинского центра «Медицентр»:

У нашей компании накоплен опыт работы в системе ОМС в Ленобласти по оказанию первичной медико–санитарной помощи в полном объеме. Мы рассматриваем подготовку к участию в программе госгарантий в Петербурге. Медицинская помощь будет оказываться населению в полном объеме, в особенности в активно застраивающихся районах города. Наша организация постоянно отслеживает, мониторирует и активно работает над повышением качества оказываемых медицинских услуг. На данный момент мы активно и успешно работаем в г. Мурино, оказывая медицинские услуги населению по программе госгарантий. С учетом требовательности местных жителей работа в системе ОМС идет непросто, однако с постоянным повышением качества оказываемой медицинской помощи и удовлетворенности жителей. Исходя из полученного опыта, мы готовы работать в полном объеме ответственно и серьезно, помогая населению Петербурга получать медицинские услуги высокого качества и в кратчайшие сроки.

Александр Некипелов, генеральный директор многопрофильной клиники «ОстМедКонсалт»:

Хочу поблагодарить наш город за то, что вы помогаете развитию частной медицины. Мы пришли в ОМС одними из первых, как только это позволили в 2011 году сделать частному бизнесу. У нас более 13 тыс. детей–пациентов, все эти объемы мы выполняем. Отличие государственной медицины от частной в том, что мы стремимся, чтобы все было выполнено качественно, наши пациенты более требовательны. Потребность в лечении сосудистых новообразований у детей растет, мы уже превысили заданные на II квартал объемы. Дети приходят лечиться, и отказать мы не имеем права. В этом году мы приняли более 4 тыс. пациентов, это большая цифра.
Клиника работает в области эстетической медицины уже 21 год, наработав внушительный опыт. Сейчас "ОстМедКонсалт" нарастил мощности, открыв вторую клинику на Шпалерной, 36, с большим операционным блоком, реанимацией, стационаром, лабораторией и службой крови, соответствующую последним жестким требованиям Минздрава. Здесь мы сосредоточили высокотехнологичную пластическую и челюстно–лицевую хирургию. Мы готовы расширить услуги, оказываемые в рамках ОМС и ВМП в сосудистой и челюстно–лицевой детской и взрослой хирургии, выполнять раннюю диагностику меланом у взрослых и детей, работать по профилю "гинекология". Хочу сказать всем коллегам, что ОМС — это хорошо, надо работать. К проверкам надо относиться спокойно. Хотелось бы обратиться к Комздраву и Терфонду с просьбой рассмотреть возможность повышения тарифов на этот год. И хочу сказать по телемедицине — коллеги, надо самим активно продвигать это направление.

Александр Кужель:

Вы хорошо работаете, у вас узкая ниша, если говорить о виде помощи. Но открытие второй клиники — это ваше частное решение, не согласованное с потребностями города и возможностями финансирования. В сложившейся ситуации мы рекомендуем вам активно работать по Северо–Западному округу и с другими регионами. Мы готовы помогать вам в этом.

Евгений Сергеев, директор по развитию ГК «ЦМРТ»:

Наша компания занимается высокотехнологичной диагностикой, а также мы оказываем услуги в сфере неврологии, травматологии, ортопедии, спортивной медицины, в том числе для детско–юношеского сегмента. Могу сказать, что при построении планов развития и выборе новых районов для открытия центров сети ЦМРТ мы постоянно сталкиваемся с проблемой отсутствия достаточного количества помещений, которые могли бы соответствовать нашему формату. Нам хочется открывать в Петербурге современные, высокого уровня оснащенности медицинские центры от 1 тыс. м2, в которых была бы представлена как высокотехнологичная диагностика, в том числе МР и КТ томография, так и лечебные отделения, которые оказывали бы помощь в формате многопрофильного медицинского центра. Однако в новых районах это делать сложно. Могу привести пример недавнего открытия ЦМРТ "Девяткино" в районе Новое Девяткино, где огромная жилая застройка, но при этом из площадок, подходящих под наш формат, мы смогли найти только стандартные коммерческие помещения, которые мы были вынуждены переделывать для соответствия нормативам открытия и функционирования медицинского центра. Это очень дорого, в итоге центр получился меньше, чем мы хотели бы, ведь коммерческая аренда — это всегда высокая финансовая нагрузка. Для работы по тарифам ОМС такая ставка аренды подходит плохо. Для нас была бы очень важной помощь города в регулировании форматов застройки, чтобы пригодные для медицины помещения нежилого фонда в новых районах планировались и строились с расчетом на сдачу их в аренду медицинским организациям. Альтернативным предложением может быть упрощение подхода к размещению многопрофильных медицинских центров с высокотехнологичным медицинским оборудованием во встроенно–пристроенных помещениях. Есть большое количество таких помещений, однако, по существующему законодательству, мы не можем там открывать медицинские центры нашего формата, хотя мы в состоянии соблюсти все санитарные и экологические нормы и обеспечить безопасность жильцов дома, чтобы открытое медучреждение было приближено к жителям района и не оказывало никаких вредоносных воздействий. Такие помещения в новых районах строятся, и мы с радостью открывали бы в них медицинские центры с возможностью работы в системе ОМС по специальностям: терапия, неврология, ортопедия и травматология.

Александр Кужель:

Самый острый вопрос — распределение объемов. Комиссия по разработке Территориальной программы использует различные критерии, в том числе рейтингование участников. Применительно к часто упоминаемым КТ, МРТ, ПЭТ это возможности аппарата, его доступность и др. Понятно, что большинство присутствующих в случае необходимости захотели бы обследоваться на самой современной технике в условиях многопрофильной клиники, а не на аппарате, установленном в торговом центре. Это учитывается. Но не всем нравится. В результате жалобы и суды.

Аркадий Столпнер, председатель правления медицинского института имени Березина Сергея (МИБС):

Правительство одобрило нулевую налоговую ставку для медицинских организаций. Это отличная новость для всех медицинских организаций. Сегодня заявочный порядок вхождения в ОМС себя изжил. Но таково законодательство, в рамках которого мы существуем. Может быть, Петербургу выйти с законодательной инициативой и продумать, как это изменить, потому что мы знаем, что во многих странах существуют ограничения и специальные требования для медицинских учреждений, работающих в системе ОМС. КТ– центр — это моноуслуга. В таких центрах вводятся контрастные препараты. Просто интересно, а что будут коллеги делать при развитии у пациента анафилактического шока? А такой случай — это просто вопрос времени, потому что если вы делаете большое количество медицинских манипуляций, рано или поздно вы сталкиваетесь с серьезным осложнением. И это обязательно нужно регулировать. Что касается медучреждений в бизнес–центрах и торговых центрах, то, несомненно, они должны соответствовать всем нормативам. Вы говорите, что нужно помещение под томограф. А кто–то думает, нужны ли в Петербурге еще дополнительные томографы? Большую часть томографов в Петербурге нам нужно закрыть или запретить им делать исследования с контрастом, это ни для кого ни секрет. Мне кажется, что государство должно помогать первичному звену в том случае, потому что это то, что особенно сегодня ему нужно.

Анна Митянина:

Это самая главная мысль, которую я услышала. Уважаемые представители медицинского бизнеса! Город заинтересован в сотрудничестве, он готов оказывать различные преференции, но это дорога с двухсторонним движением. Мы поддерживаем тех, кто оказывает услугу, которую мы оказать не можем. Сегодня на всех уровнях государственной власти акцент на первичном звене. Тех, кто готов открывать офисы и строить помещения и соответствует требуемому уровню, — милости просим.

Марина Красичкова, генеральный директор АО «Северо–Западный центр доказательной медицины»:

Что касается работы в рамках ОМС, то работаем мы уже несколько лет, и не только в Петербурге. Что касается взаимодействия с ТФОМС, то это всегда конструктивное взаимодействие. Мы получаем исчерпывающие ответы на все вопросы — за это спасибо. Мы имеем плановое задание, но хотелось бы, чтобы объем планового задания был больше. Мы выполняем услуги в рамках ОМС для частных медучреждений и для федеральных медучреждений. По соседству с нашей главной лабораторией в Московском районе находятся государственные медицинские учреждения, которые не могут у нас получить услугу и вынуждены транспортировать материал для исследований в другой конец города, в зависимости от заданной маршрутизации. Мы хотели бы заявить о готовности взять на сопровождение и государственные медицинские учреждения. Нам это вполне под силу, спектр оказываемых сегодня нашей лабораторией услуг исчерпывающий. Кроме того, мы единственная из частных лабораторий в Петербурге, которая имеет федеральную аккредитацию и статус испытательной лаборатории. В настоящее время нет лабораторных исследований как медицинского, так и немедицинского характера, которые мы не могли бы выполнить. Мы хотим выразить надежду, что спектр медицинских учреждений, которые мы могли бы обслуживать, выйдет за пределы частных и федеральных. По просьбе мирового производителя оборудования — компании "Бэкмен Культер", озвученной президентом компании Крисом Райли, я бы хотела обратиться с официальным предложением создания в партнерстве с нашей лабораторией в рамках ГЧП современной высокотехнологичной лаборатории в Петербурге, которая могла бы обслуживать один или несколько районов города. В свое время Петербург стал лидером по созданию централизованных лабораторий на базе государственных учреждений, однако сейчас встает вопрос об их переоснащении, что является очень дорогостоящим процессом. Вхождение частных лабораторий в число централизованных определенно позволило бы сэкономить бюджетные средства и оптимизировать процесс лабораторной диагностики. Три года назад мы начали реализацию проекта по созданию поликлинического комплекса с лабораторным блоком в Новгородской области в рамках концессионного соглашения. Сегодня мы имеем практический опыт государственно–частного партнерства и сознательно заявляем о готовности к участию в проекте ГЧП.

Анна Митянина:

Мы заинтересованы в инвестировании медицинской деятельности любого рода. Но город осторожничает с принятием решений о ГСП в медицине, потому что в конечном итоге мы переплачиваем в 2–3 раза. Но мы понимаем, что эффект близкий — мы получаем готовый продукт еще при нашей жизни, однако расплачиваемся за него в течение долгих лет, и экономический блок ставит нам это в претензию. Чтобы не быть голословными, нам такую инициативу надо тщательно изучить, проработать ее финансовую модель. Могу сказать, что мы фактически проедаем все, что зарабатываем, хотя это неправильно.

Антон Глобин, генеральный директор ООО «Американская Медицинская Клиника»:

АМК — одна из старейших частных клиник в Санкт–Петербурге. У нас нет опыта работы в ОМС, однако мы делаем активные шаги в данном направлении. Могу сказать, что это не так просто, к медицинским учреждениям предъявляются довольно высокие требования. У всех медорганизаций есть задача оказывать своевременную, качественную помощь. Частные медицинские клиники делают акцент на сервисной составляющей, в отличие от государственных учреждений. Это, в том числе время, которое доктор уделяет пациенту. Важно рассматривать вопрос с точки зрения законодательства, при решении которого услуги частично оплачивается из ОМС, а частично — пациентом.

Александр Кужель:

Законодательство не предусматривает "слияния" ОМС и ДМС. Обязательное медицинское страхование — это вид социального страхования, где богатый платит за бедного, а здоровый — за больного. Здесь есть риски, что обеспеченные пациенты перейдут в частные клиники и "унесут" с собой средства обязательного медицинского страхования. А расслоение пациентов и медицинских организаций по финансовому принципу — очень опасный процесс, который может нарушить социальную стабильность в обществе.

Александр Солонин, генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга»:

Ежегодно в отрасли здравоохранения увеличиваются финансовые объемы расходов по программе ОМС, при этом растет и доля средств ОМС в общей системе государственного финансирования здравоохранения. Это связано в том числе и со стратегией перехода системы здравоохранения на одноканальное финансирование, где тарифы должны будут соответствовать реальной себестоимости. Согласно последним изменениям в законодательстве комиссии по разработке Территориальной программы даны полномочия разрабатывать и устанавливать показатели эффективности деятельности медицинских организаций. Петербург в числе лидеров, где были разработаны соответствующие критерии оценки эффективности по ЭКО, по КТ и МРТ. Большая роль здесь принадлежит представителям медицинского бизнеса, которые не только являются профессиональными экспертами в вопросах эффективности, но и имеют потенциал для разработки современной модели рейтингования в рамках реформирования системы ОМС. По данным опроса ВЦИОМ, частные клиники имеют сегодня достаточно высокий процент удовлетворенности пациентов медицинскими услугами, а это один из важнейших критериев работы медицинской организации, который, на мой взгляд, необходимо учитывать при финансировании в рамках программы ОМС. Предлагаю шире использовать потенциал негосударственного сектора здравоохранения в Санкт–Петербурге в тех направлениях, где у города есть дефицит.

Александр Абдин, управляющий партнер Euromed Group:

Скажу о романтизме и прагматизме, потому что мы все находимся на разных этапах по опыту работы в ОМС в сфере первичной помощи. Хочу предостеречь от ожиданий, что ОМС — это нечто волшебное и там все просто. Наработка опыта далась нам кровью и потом. Это тяжкий труд, он должен быть отдельным проектом. Это непросто, это все проблемы, с которыми сталкивается государственная медицина. Конечно, мы отличается от государственных учреждений. Мы одними из первых были интегрированы в электронную систему медицинской карты. У нас 3 года есть chief digital officer, который работает над тем, чтобы интегрировать все наши сервисы. Два года мы работаем с резидентами из Сколково, которые на нашей базе внедряют и тестируют элементы искусственного интеллекта. Робот, который все обращения в электронную медицинскую карту сопоставляет по диспансерным группам и обнаруживает противопоказания, дозировки и т. д. Система медицинского консьержа. Это робот, и ему все равно, какое количество звонков принять. Он может осуществлять запись на квартирную помощь, записывать анамнез, на плановый прием и даже может напомнить о необходимости принять лекарство.

Марина Янтураева, руководитель ГК «ВИРИЛИС»:

Мы занимаемся только детской медициной, у нас нет офисов общей практики, и, чтобы включиться в систему ОМС, нужно расширить свои компетенции, к чему мы пока не готовы. Когда мы только начинали, у нас были большие преимущества перед государственными учреждениями. А сейчас мы стали реальными конкурентами. Отмечаю, что мы должны подогнать себя, чтобы соответствовать государственному уровню. Мы занимаемся одним делом, и им эффективно можно заниматься со всех сторон. У государства нет возможности посвятить ребенку больше времени и уговорить маму на ту же вакцинацию. А у нас это время есть. У нас больше возможностей пойти на дом и оказать помощь там.
Государственные учреждения нас не любят и воспринимают как конкурентов, потому что мы входим в систему ОМС. Но на территориях госучреждений оказываются платные услуги. Получается недружественный союз. Хотелось бы какой–то поддержки со стороны власти, более дружеской атмосферы. Частная система не враг. Мы сможем расширять услуги, на которые у государства времени и возможности нет.

Анна Митянина:

Хочу в очередной раз поблагодарить редакцию "Делового Петербурга" за интересный разговор. Хотелось бы больше предложений по оказанию первичной медико–санитарной помощи. Но мы понимаем, что это бизнес, и он реализуется в наиболее выгодных ему формах, и нам странно было бы об этом не знать. Мне хотелось бы, чтобы государственная власть не рассматривалась как конкурент в развитии лучших практик и технологий. Городу интересно то, что он сделать сам не может, что может сэкономить ему средства. Поэтому наиболее приветствуются те бизнесмены, которые хорошо знают основные положения национального проекта "Здравоохранение" и предпочитают опираться на эти принципы.