11:2111 июня 201911:21
466просмотров
11:2111 июня 2019
Концептуальный спор о роли рынка не обеспеченного залогами кредитования случился в конце прошлой недели на Петербургском международном экономическом форуме. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин нарисовал пугающую картину раздувающегося пузыря. По его словам, темп роста, который возник на рынке потребительского кредитования, 30% в годовом выражении, абсолютно неустойчив, так как сильно превышает темп роста доходов населения. "У нас номинальный рост доходов не превышает 5–6%. И, учитывая дюрацию портфеля 2–3 года, если ничего сейчас не делать, в 2021 году мы можем из–за этого факта рецессию получить", — предостерег министр.
Председатель Банка РоссииЭльвира Набиуллина согласилась, что потребительское кредитование растет высокими темпами. И напомнила, что ЦБ РФ пытается его охладить. "Но совершенно неправильно считать, что сейчас уже есть риски финансовой стабильности или риски пузыря", — заявила она. Главные аргументы таковы: темпы роста потребкредитов хоть и высокие, но не выше, чем у ипотеки, и доля долга домохозяйств в экономике — всего 14% ВВП. Это немного по сравнению с другими странами.
Впрочем, сильное отставание доходов населения от динамики необеспеченного кредитования беспокоит и самого финансового регулятора. Как говорилось в обзоре финансовой стабильности, подготовленном Банком России в конце мая, в I квартале 2019 года продолжилось сокращение реальных располагаемых доходов населения (на 2,3% в годовом выражении), при этом долговая нагрузка населения быстро росла. "Стагнация доходов может оказать негативное влияние на качество потребительских кредитов", — волновались авторы обзора. Как отметил Максим Орешкин, ссылаясь на исследование Центробанка РФ, более 56% кредитов, выданных в IV квартале 2018 года, были получены домохозяйствами, у которых соотношение текущего платежа по долгам к совокупному доходу больше 40%. Эльвира Набиуллина подтвердила, что долговая нагрузка распределена неравномерно. "У нас платежи по кредитам составляют 10% доходов домохозяйств. Но если взять тех, кто берет кредиты, то у них в среднем 45%", — констатировала она.
Основная проблема российской экономики, таким образом, проявилась и в данном споре, поскольку не могла не проявиться. Это исчезающе малая доля среднего класса. Большое расслоение граждан по доходам приводит к тому, что большинство людей живут в бедности. Однако при этом они не хотят с этим мириться. "Люди берут кредиты не от хорошей жизни. Они не увеличивают свой уровень жизни, а поддерживают его в условиях не очень высокого роста доходов. Это экономическая проблема. Нужно, чтобы была занятость и росли доходы", — признала Эльвира Набиуллина.
Такое положение вещей, безусловно, грозит кризисом. Рано или поздно, если ничего не поменяется, платежи по кредитам достигнут 50% доходов заемщиков. Потом 60%. Ничем, кроме массовых дефолтов, эта последовательность закончиться не может. Однако это не значит, что гражданам следует примириться с низким уровнем жизни. Наоборот, им остро необходимо повышать свою производительность и доходы. А бизнесу — создавать больше высокооплачиваемых рабочих мест. А государству — создавать условия для этого, снижая налоги и открывая всеми способами новые рынки сбыта. В том числе зарубежные. По–другому кризиса не избежать.
Александр Пирожков, редактор