Хлеб из русской печи. Производители оборудования для пищепрома опасаются падения спроса на их машины

Автор фото: vostock–photo
Пекари и машиностроители готовят коллективное письмо премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой не отменять действующие меры господдержки на приобретение пищевого оборудования.
Дело в том, что министерству промышленности и торговли пока не удается добиться согласия кабинета министров на сохранение программы субсидирования машиностроителей. Сейчас оно осуществляется в рамках постановления правительства №547 от 10 мая 2017 года. Согласно ему предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности могут приобретать оборудование отечественного производства со скидкой 15%. В основном этой мерой поддержки пользуются хлебопеки, кондитеры, упаковщики и комбинаты общественного питания. Благодаря господдержке предприятия — производители оборудования могут получить до 150 млн рублей субсидий в год.
За неполные 2 года действия программы 23 машиностроительных предприятия реализовали при господдержке оборудование на 3 млрд рублей. Номенклатурный ряд, на который распространяется программа, включает более 500 наименований машин и оборудования.
Отменить действие этого постановления планируется уже в нынешнем году. Существующую меру поддержки планируется заменить единой субсидией под обязательства предприятий увеличить экспорт.
Пекари и производственники считают, что такие изменения могут отрицательно отразиться в первую очередь на машиностроителях. По мнению представителей отрасли, российские заводы только встали на путь развития и начали выпускать конкурентоспособное оборудование для пищепрома, а отмена субсидий может переломить эту позитивную тенденцию.
Также производители отмечают, что готовы переориентироваться на экспорт и работать с единой субсидией, однако позже, так как им требуется время на перестройку.
"Благодаря постановлению № 547 наши машиностроители смогли нарастить экспортный потенциал: с каждым годом продается все больше российских машин. Мы будем и дальше поддерживать российских производителей оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2019 году на эти цели планируется направить 2 млрд рублей. Изменятся только формы поддержки", — настаивает директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно–дорожного машиностроения Минпромторга Евгений Корчевой.
Первый вице–президент Союза машиностроителей России, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв пояснил "ДП", что Минпромторгом в правительство был внесен документ, предусматривающий пролонгацию действия 547–го постановления. "Однако он возвращен на доработку с требованием изменить порядок субсидирования производителей", — рассказал депутат. По его словам, это и вызвало негативную реакцию со стороны производителей.
Сейчас Минпромторг направил в кабмин новый проект постановления с рядом изменений, которые, по словам Владимира Гутенёва, в целом поддержаны представителями пищевой и перерабатывающей промышленности.

Бумерангом по нескольким отраслям

По словам председателя совета директоров группы компаний "Каравай" (Санкт–Петербург) Николая Тютюнникова, ранее пищепром отдавал предпочтение импортному оборудованию — в первую очередь потому, что рентабельность хлебопекарных производств позволяла это делать.
"Сегодня мы получили первый опыт приобретения полностью российской линии. Отмечу, что она дает хорошее качество продукции. Но состояние отечественного машиностроения в целом таково, что в основном предприятия предлагают нам не доведенные до ума опытные образцы, а на рынке слишком узкий выбор машин. Поэтому необходимо сохранить работающие меры поддержки, чтобы стимулировать отрасль, чтобы машиностроители смогли больше инвестировать в свои разработки", — добавляет Николай Тютюнников.
Генеральный директор петербургского АО "Таурас–Феникс"Светлана Данилина отмечает, что льготное субсидирование затронуло интересы не только хлебопекарной отрасли, но и других производителей — молокозаводов и кондитерских фабрик.
"Если бы предлагаемые изменения можно было отодвинуть хотя бы на год–два, мы бы хотя бы успели подготовиться. Чтобы получать субсидии по 547–му постановлению, потребовалось много времени на подготовку документов, а теперь нужно будет начинать все сначала", — говорит Светлана Данилина.
Производители отмечают, что упразднение такой меры поддержки негативно отразится на всех игроках продовольственного рынка и никаким образом не усилит позиции российских производителей пищевого оборудования ни на внутреннем, ни на внешнем рынке.
"Сейчас, наоборот, необходимо расширять имеющийся инструментарий господдержки для российских заводов и производителей техники. Для нас, например, было бы важно иметь возможность компенсировать расходы по логистике, разнообразить лизинговые программы", — подчеркивает Светлана Данилина.
На реализацию постановления №547 в бюджете РФ предусмотрено выделение 2,1 млрд рублей в 2019 году и по 1,9 млрд в 2020 и 2021 годах. Эта форма поддержки весьма эффективна. Покупатели смогли приобрести с дисконтом хлебопекарные печи, молочное оборудование, силосы, зерносушилки, машины для фасовки и упаковки, фаршемешалки, холодильные витрины. Экспорт вырос с 3,7 млрд до 5,7 млрд рублей. Активизировалось импортозамещение: доля отечественного оборудования на внутреннем рынке за это время увеличилась с 39 до 42%. Нынешнее отсутствие ясности приводит к снижению эффективности инвестиционной деятельности предприятий и нарушает планы потребителей по закупке оборудования, которые формируются на 2–3 года вперед. Компаниям в свое время было обещано, что субсидия будет действовать еще как минимум 3 года, и многие из них продавали продукцию со скидкой. После того как с начала этого года возникла некоторая неопределенность, ряд производителей перестали выдавать субсидии покупателям, что привело к падению спроса на продукцию. Уже по состоянию на сегодняшний день эксперты оценивают, что по итогам года достигнуть того роста производства по отрасли, который демонстрировался последнее время, не получится.
Владимир Гутенёв
первый вице–президент Союза машиностроителей России
Главный тормозящий фактор — технологическое отставание отрасли. Если для производства традиционных продуктов еще можно использовать морально устаревшую технику, то для новых линеек необходимо закупать современное оборудование. При этом у отечественных предприятий комплексных технологических решений пока недостаточно, и проектировщики новых или реконструируемых линий вынуждены интегрировать оборудование зарубежных производителей.
Алексей Калачёв
эксперт–аналитик АО «Финам»