Почему на эстраде редко поют басом, как сделать классику популярной и какое музыкальное сопровождение подходит для Толкиена, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал солист Академии молодых певцов Мариинского театра и руководитель "Банды классиков" Лев Эльгардт.
Классическая музыка интересна зрителям сегодня?
– Да, конечно. Классическая музыка нашла место в сердцах многих людей, и зачастую мы, сами того не замечая, напеваем эти мелодии. К тому же они гораздо более интересные, чем то, что может предложить нам поп-культура сегодня.
Мне кажется интересным осовременивать классические мелодии. Хотя они и так всегда актуальны, мы стараемся брать лучшее из классики и исполнять на стыке с джазом, чтобы придать музыке другое звучание.
Сейчас осовременивать все стало модно – часто классические постановки используют современные костюмы, декорации…
– Бывает, что это оправданно, но только тогда, когда идея постановки не только в том, чтобы перенести действие в современный мир, но и открыть с помощью этого какие-то новые смыслы, взглянуть с другой стороны. Если режиссеру это удается, то получаются удачные постановки.
Классика может быть коммерчески успешной?
– Конечно, ведь она занимает свою нишу, которую не может занять больше никто. Часто люди хотят погрузиться в особую атмосферу. Классическая музыка структурирует вокруг себя пространство, и сразу кажется, что ты все делаешь правильно.
Тогда нужно ли ее в принципе популяризировать?
– Сегодня многие люди просто не имеют возможности познакомиться с творениями мирового уровня, так как по телевидению и по радио идет буквально промывание мозгов, на которое человек реагирует сразу, а классика требует сосредоточения. Такую музыку надо послушать несколько раз, понять. Поэтому необходимо с ней знакомить людей, и тогда они смогут получать больше удовольствия от классики, а не бояться ее.
Вы и сами этим занимаетесь?
– Вместе с нашим коллективом, который называется "Банда классиков", мы берем классические мелодии и обрабатываем в джазовом стиле. Все наши авторские обработки объединяет одна рука – Александра Маслова.
Это произведения и европейских композиторов, например Грига, и русских – Бородина, Чайковского. В джазовом варианте получается совершенно новый продукт. Например, мы взяли Пушкина, перевели его на английский и положили текст на музыку Пьяццоллы. Это совершенно необычный микс. У нас есть мелодия Грига "В пещере горного короля", на которую мы наложили слова Толкиена.
Где вы любите выступать больше всего?
– Мне нравятся дворцовые интерьеры, с историей, где вдохновляешься самим местом.
Как там звучит голос?
– Сегодня это задача грамотного профессионала за звукорежиссерским пультом. Если, конечно, это не чисто классическое исполнение, там зависит от акустики в помещении.
Классику вы сейчас исполняете?
– Недавно в очередной раз выступал в Мариинском театре в опере "Левша", от чего получил огромное удовольствие. Я вообще получаю огромный опыт и огромное удовольствие, работая в Академии молодых певцов Мариинского театра с Ларисой Абисаловной Гергиевой, которая направляет и указывает дорогу. Мы много гастролируем, с труппой Мариинского театра мне довелось выступить даже на сцене театра Сан-Карло в Неаполе – старейшем оперном театре мира, где мы исполняли оперу "Чародейка".
В чем разница для вас между джазом и классикой?
– В джазе больше свободы и возможности ежесекундно выразить чувства, каждый раз можно спеть по-другому, а в классике – более четкие рамки, и эмоции также надо выражать через голос, но в четких рамках звуковысотности и ритма.
В будущем вы планируете параллельно работать в нескольких направлениях?
– Мне кажется, что они успешно дополняют друг друга. Без классической основы нельзя представить эстрадного певца, так как нужен постоянный тренинг. А вот эстрадная свобода дает много на сцене оперного театра, я могу лучше выражать эмоции и чувствую себя свободнее.
Я вообще люблю пробовать что-то новое, участвовал в концерте рок-коллектива ORION, исполнял произведения группы Rammstein, выступал с коллективом, который исполняет народную музыку в стиле техно – те же "Валенки" и "Эй, ухнем" звучат по-другому.
Вы принимали участие в телевизионном проекте "Голос". Что вам это дало?
– В первую очередь понимание того, что я нахожусь на хорошем профессиональном уровне. Я познакомился с большим количеством людей, увидел много талантливых музыкантов. И еще я понял, что на эстраде не очень знают, что делать с моим голосом. Все-таки бас – голос очень редкий для нашей эстрады, и "попсу" таким голосом редко поют.
Можно вспомнить Поля Робсона, Луи Армстронга, Леонарда Коэна, даже на мировой эстраде бас – не очень распространенное явление.
Какие у вас творческие планы?
– Мы часто выступаем в Малом зале Филармонии, в "Ночь музеев" планируем выступление в Капелле. Также планируем выступить на Фестивале книги в конце мая.