Создавать и продавать. "Шедевр" Гастона Дюпра

Художник Ренцо Нерви (Луис Брандони) и арт–дилер Артуро (Гильермо Франсельи) связаны узами давней дружбы. Однако человеческие отношения сталкиваются с железными законами рынка. Художник перестал быть интересным публике, картины не продаются, и с этим нужно что–то делать. Насколько один из героев не хочет соблюдать законы рынка, настолько другой следует им слишком тщательно.
"Шедевр" — не первая попытка высказаться о самой сути современного искусства, и представление о нем у авторов не слишком оригинальное. Они, например, высмеивают видеоарт — противопоставляя его, видимо, "настоящему" искусству. И изо всех сил сочувствуют пожилому герою картины, известному художнику–сюрреалисту, который обладает совершенно скверным характером и поэтому не может продать себя современному обществу.
Все эти идеи не новы. Но, даже несмотря на то, что авторы не совсем объективны, часть правды в их наблюдениях есть. Мы действительно живем в мире, где просто быть талантливым недостаточно — нужно еще и уметь себя продавать. И здесь центральной фигурой повествования становится уже арт–дилер — тот, кто формирует спрос, интерес публики, а по сути, придумывает художнику и его произведениям легенду, мифологию. Можно ли его в таком случае назвать полноценным соавтором художника?..
И кто тут главнее — художник или продавец?.. Авторы дают весьма интересный ответ: важны оба. Они теперь составляют как бы дуэт, симбиоз, сливаются до неразличимости, и даже их конфликт может стать двигателем продаж. Получается какая–то двуединая сущность — одному без другого сегодня уже не выжить.
Кстати, про выжить. Еще одна важная мысль в фильме — взаимосвязь между смертью художника и стоимостью его работ. Уход в мир иной, как мудро замечают авторы, всегда повышает стоимость картин. То, что оба решают в какой–то момент имитировать смерть художника, уже не кажется абсурдом.
Почему фильм, обыгрывающий в общем–то известные идеи, выглядит если не совершенным, то милым?.. Потому, что здесь отсутствуют целиком положительные герои. Все они так или иначе не без грешка, потому что искусство, как нам дают понять, — это мир легализованного греха и, не согрешив, не сделаешь открытия. А тот, кто идеален, выглядит, как бы это сказать, немного глупо. Мысль, надо сказать, тоже не новая и вовсе не абсолютная. Много раз было доказано, что гениальный художник может быть скучным, консервативным и добропорядочным человеком в быту, пунктуальным и аккуратным в делах и даже не опаздывать на деловые встречи. Однако в чем авторы правы — так это в том, что мир искусства превратился в мир продвижения и технологий.
Да, в нем нельзя выжить без симуляции чувств, причем поддельные продаются лучше, чем настоящие. Но, с другой стороны (и в этом своеобразный оптимизм авторов), это вовсе не отрицает роли индивидуума. В пластмассовом мире, как ни странно, человеку все равно приходится принимать этические решения, делать выбор между добром и злом. Разница, может быть, в том, что истину сегодня стало искать сложнее, но это по–своему даже интереснее.