Андрей Архангельский Все статьи автора
31 марта 2019, 13:10 260

Создавать и продавать. "Шедевр" Гастона Дюпра

Художник Ренцо Нерви (Луис Брандони) и арт–дилер Артуро (Гильермо Франсельи) связаны узами давней дружбы. Однако человеческие отношения сталкиваются с железными законами рынка. Художник перестал быть интересным публике, картины не продаются, и с этим нужно что–то делать. Насколько один из героев не хочет соблюдать законы рынка, настолько другой следует им слишком тщательно.

Человек из машины. "Власть" Адама Маккея

Человек из машины. "Власть" Адама Маккея

503
Андрей Архангельский

"Шедевр" — не первая попытка высказаться о самой сути современного искусства, и представление о нем у авторов не слишком оригинальное. Они, например, высмеивают видеоарт — противопоставляя его, видимо, "настоящему" искусству. И изо всех сил сочувствуют пожилому герою картины, известному художнику–сюрреалисту, который обладает совершенно скверным характером и поэтому не может продать себя современному обществу.

Все эти идеи не новы. Но, даже несмотря на то, что авторы не совсем объективны, часть правды в их наблюдениях есть. Мы действительно живем в мире, где просто быть талантливым недостаточно — нужно еще и уметь себя продавать. И здесь центральной фигурой повествования становится уже арт–дилер — тот, кто формирует спрос, интерес публики, а по сути, придумывает художнику и его произведениям легенду, мифологию. Можно ли его в таком случае назвать полноценным соавтором художника?..

И кто тут главнее — художник или продавец?.. Авторы дают весьма интересный ответ: важны оба. Они теперь составляют как бы дуэт, симбиоз, сливаются до неразличимости, и даже их конфликт может стать двигателем продаж. Получается какая–то двуединая сущность — одному без другого сегодня уже не выжить.

Кстати, про выжить. Еще одна важная мысль в фильме — взаимосвязь между смертью художника и стоимостью его работ. Уход в мир иной, как мудро замечают авторы, всегда повышает стоимость картин. То, что оба решают в какой–то момент имитировать смерть художника, уже не кажется абсурдом.

Почему фильм, обыгрывающий в общем–то известные идеи, выглядит если не совершенным, то милым?.. Потому, что здесь отсутствуют целиком положительные герои. Все они так или иначе не без грешка, потому что искусство, как нам дают понять, — это мир легализованного греха и, не согрешив, не сделаешь открытия. А тот, кто идеален, выглядит, как бы это сказать, немного глупо. Мысль, надо сказать, тоже не новая и вовсе не абсолютная. Много раз было доказано, что гениальный художник может быть скучным, консервативным и добропорядочным человеком в быту, пунктуальным и аккуратным в делах и даже не опаздывать на деловые встречи. Однако в чем авторы правы — так это в том, что мир искусства превратился в мир продвижения и технологий.

Да, в нем нельзя выжить без симуляции чувств, причем поддельные продаются лучше, чем настоящие. Но, с другой стороны (и в этом своеобразный оптимизм авторов), это вовсе не отрицает роли индивидуума. В пластмассовом мире, как ни странно, человеку все равно приходится принимать этические решения, делать выбор между добром и злом. Разница, может быть, в том, что истину сегодня стало искать сложнее, но это по–своему даже интереснее.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама