Виталий Алексеев Все статьи автора
12 декабря 2018, 11:59 25669

Удар по конкурентам. Ozon запускает свой маркетплейс на фоне резкого увеличения складских площадей

Ozon в начале года запускает свой собственный маркетплейс, это уже четвертая попытка ретейлера занять эту нишу. Одновременно компания заключает крупнейшие сделки по аренде торговых площадей и к 2023 году планирует увеличить их в 10 раз. Аналитики и участники рынка отмечают, что ретейлер делает заявку на взрывной рост и способен изменить соотношение долей на рынке e-commerce на фоне запуска конкурирующих проектов IT-гигантов.

Интернет-магазин Ozon анонсировал полноценный запуск собственного маркетплейса на базе своего сайта. В компании не называют конкретных сроков запуска (в I квартале или весной), но, по словам участников рынка, это произойдет после Нового года. Бета-версия маркетплейса была запущена еще в июле, это уже четвертая заявка ретейлера в этом сегменте. Впервые о планах сделать маркетплейс в компании заявляли еще в 2013 году, через год была попытка продавать вместе с площадкой Sapato, которую в итоге продали конкуренту KupiVIP, поскольку проект "показывал не слишком высокие результаты". Ozon снова пробует изменить формат на фоне старта двух проектов коллаборации "Сбербанк-Яндекс" ("Беру" и Bringly) и русского AliExpress от Mail.Ru Group.

Сбербанк и "Яндекс" официально запустили торговую площадку "Беру"

Сбербанк и "Яндекс" официально запустили торговую площадку "Беру"

6331
Виталий Алексеев

Одновременно с тестированием витрины для партнеров интернет-магазина Ozon заявляет о планах в 2019 году увеличить свои фулфилмент-мощности в 2,5 раза, до 200 тыс. м2. Кроме того, в начале 2018 года Ozon провел допэмиссию и получил от своих акционеров, фонда Baring Vostok Capital Partners и МТС, 3,5 млрд рублей с перспективой увеличения до 5,25 млрд рублей. Ретейлер последовательно наращивает оборот и основательно подготовился к масштабной экспансии в 2019 году, отмечают участники рынка. Как будет называть свое развитие Ozon (запуск маркетплейса или обновление интернет-магазина), не имеет принципиального значения, компания намерена изменить соотношение сил на рынке e-commerce.

Чурчхела и shop-in-shop

Маркетплейс станет частью интернет-площадки Ozon, это значит, товары продавцов будут представлены на онлайн-витрине ретейлера. Компания уже запустила сайт для подачи заявок. Пока на Ozon будут товары продавцов из России, но в компании допускают возможность работы с поставщиками из других стран. Сколько именно партнеров проекта на стадии тестирования — не сообщается. "Мы видим очень высокий интерес к маркетплейсу — только за последнюю неделю получили более 500 заявок от селлеров", — отметили в Ozon. Инвестиции в проект также не называются, однако известно, что запуск этого "внутреннего стартапа" будет поддержан командами маркетинга и PR главной площадки.

Ограничений или особой стратегии по формированию ассортимента в Ozon не заявляют, на данный момент в интернет-магазине представлено 23 товарные категории и 1,5 млн товарных наименований. "У нас нет ограничений по товарным категориям. Например, уже сейчас у нас представлены продавцы чурчхелы с юга России, аксессуары для сна, косметика, товары для дома и офиса, электроника и многое другое", — подчеркивают в компании.

Участие Ozon в подборе ассортимента селлеров будет выражаться в контроле качества товара и его соответствии документации. Также Ozon будет отслеживать отзывы клиентов о товарах поставщика, в случае нарушений рейтинг поставщика в выдаче может быть понижен, а в крайнем случае селлер может быть заблокирован. "Недавно у нас был случай: поставщик привез нам партию книг ненадлежащего качества. Мы узнали о проблеме через 15 минут после поставки первой книги, приостановили продажу, изъяли эту партию и попросили поставщика заменить на новый качественный товар", — рассказала PR-директор Ozon Мария Заикина.

Запуск маркетплейса для продавцов станет решением вопроса логистики и продвижения товаров на площадке с 1,2 млн уникальных посетителей в день, уверены в Ozon. Для продавцов маркетплейса предусмотрен доступ к личному кабинету с инструментами для продвижения своих товаров на площадке. Также бренд или продавец смогут запустить свою брендированную витрину — так называемый shop-in-shop. Ozon откроет доступ для продавцов за комиссию. Ее размер будет различаться в зависимости от выбранного пакета услуг. Размер комиссии также зависит от объемов продаж, категории товаров и их уникальности.

"Крупнейший ретейлер в стране": Alibaba, Mail.ru, РФПИ и "МегаФон" объявили о создании AliExpress Russia

"Крупнейший ретейлер в стране": Alibaba, Mail.ru, РФПИ и "МегаФон" объявили о создании AliExpress Russia

3684
Виталий Алексеев

Как пояснили в компании, продавец может использовать маркетплейс только как "витрину" — то есть получать заказы от клиентов Ozon, а доставкой и хранением заниматься самостоятельно. Второй вариант — если продавец выбирает пакет услуг от Ozon: хранение товаров на складах, дополнительное продвижение, доставка, сортировка, реализация остатков и прочее. "В результате локальный продавец из какого-то российского города сможет найти клиентов по всей стране, избавившись от “головной боли” по поводу логистических и прочих нюансов", — заверил ретейлер.

Склады на тысячу километров

На данный момент у компании запущены восемь распределительных центров в разных регионах: три в Москве и Московской области, а также в Твери, Петербурге, Казани, Краснодаре и Екатеринбурге. "Учитывая, что маркетплейс позволит в разы или даже десятки раз увеличить ассортимент, мы наращиваем свою инфраструктуру: 2018 год закончим более чем с 80 тыс. фулфилмент-центров, к концу 2019 года доведем мощности до 200 тыс. м2", — прогнозируют в компании.

В октябре компания заявила о планах увеличить свои фулфилмент-мощности в 2,5 раза к концу 2019 года и в 10 раз к 2023 году. К 2023 году фулфилмент-площади интернет-компании могут достигнуть 1 млн м2, уверены в Ozon. По словам гендиректора Ozon Александра Шульгина, "перспективный крупный e-commerce игрок сегодня — компания, где эффективно работает тандем IT и supply chain (Управление цепями поставок. — Ред.)".

В начале декабря Ozon занял треть складского комплекса "Логопарк Троицкий" на юге Петербурга. Как сообщили в компании, площадь нового сортировочного центра составляет 5 тыс. м2. Таким образом, фулфилмент-мощности ретейлера, предназначенные для логистики заказов в Петербурге и Ленобласти, выросли в 3 раза. Также на территории комплекса разместится сортировочный центр для крупногабаритной техники и региональный офис.

"В 2018 году Ozon растет на 70-80% в выручке, причем мы видим, что потенциал роста в Северной столице намного выше. Открытие нового сортировочного центра дает возможность вырастить объем обрабатываемых заказов с 6 тыс. до 18 тыс. в сутки, и это позволит нам повысить уровень сервиса", — говорит Денис Миронов, глава функции региональных операций Ozon.

В 2019 году ретейлер увеличит складские площади на 120 тыс. м2, из которых до 90 тыс. м2 придется на новые объекты в Московской области. В конце ноября стало известно, что Ozon ведет переговоры c PNK Group об аренде около 50 тыс. м2 в складском комплексе "PNK Парк Коледино", расположенном в 20 км от МКАД по Симферопольскому шоссе. В случае если Ozon и PNK Group договорятся, аренда склада в "PNK Парк Коледино" может войти в тройку крупнейших сделок этого года, отмечали опрошенные "Ведомостями" аналитики. Ежегодные траты на аренду только этого склада они оценили в 170-185 млн рублей.

В 2016 году оборот Ozon.ru вырос на 20% и составил 18 млрд рублей, с учетом показателей проекта Ozon.Travel совокупный оборот достиг 40,5 млрд рублей. Финансовые показатели за 2017-2018 годы компания не раскрывает. В опубликованном в феврале 2018 года рейтинге самых дорогих компаний рунета по версии Forbes онлайн-ретейлер занимает шестое место: Ozon оценен в $369 млн (почти 20,9 млрд рублей по курсу ЦБ на день публикации рейтинга).

В самой компании утверждают, что по итогам II квартала 2018 года Ozon "показал рекордный рост выручки за последние 5 лет — 86% год к году". "В целом же компания растет на 80% год к году, и мы ожидаем продолжение роста в следующем году. Сейчас мы можем расти больше 100% год к году, но нас сдерживают ограничения фулфилмент-площадей — поэтому в следующем году мы увеличим их в 2,5 раза", — заявила Мария Заикина.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Ставка на доставку

Взять чужой товар на свой трафик — это уже стандартная практика, и запуск маркетплейса — это не событие. Другое дело — ставка на открытие складов и распределительных центров, уверен Александр Иванов, глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). "В Казани, например, после запуска центра продажи Ozon за 2 недели выросли на 40%. Сейчас они кардинально перестраивают логистику — это ключевой фактор. Стоит отметить, что на фоне громких презентаций различных коллабораций растут Wildberries и тот же Ozon, которые, например, в нашем голосовании лидируют в номинации "быстрый рост", — отмечает аналитик.

Между тем Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт" и экс-президент АКИТ, считает, что сейчас как таковых маркетплейсов немного и Ozon скорее не пытается стать одним из них, а продвигает стандартную модель развития интернет-магазина. "Пока единственный классический маркетплейс среди последних громких запусков — это Bringly. По факту изменений никаких на рынке не произошло и с "русским AliExpress" тоже ничего не изменилось, уверяю. Joom и Pandao можно оставить за кадром, как локальных конкурентов AliExpress", — подчеркивает он.

"Ozon делает две взаимоисключающие вещи — арендует склады и запускает маркетплейс, то есть экономит на доставке и хранении, выступая в качестве витрины. Если логистику делает поставщик, то это маркетплейс. Чем отличается новое позиционирование от привычного интернет-магазина — непонятно. Пока это похоже на создание параллельного проекта в дополнение к складским мощностям традиционных онлайн-продаж", —резюмирует Федоров.

Маркетплейс для продажи товаров без логистических мощностей — эта история в России сейчас нежизнеспособна, поскольку покупателю нужен адекватный сервис, отсутствие проблем с комплексными заказами и быстрая доставка, заявляет, в свою очередь, глава "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров. По его оценке, из существующих крупных маркетплейсов провальным оказался маркетплейс "Юлмарта" (Oborot.ru), развивается Goods от "М.Видео", активно растут проекты "Яндекса" и Сбербанка. "Активно конкурировать будут Ozon и "Яндекс", все будет зависеть от того, кто будет быстрее разворачивать фулфилмент-мощности, потому как ключевой вопрос не в трафике, а в том, как организовать доставку", — заявляет глава INFOLine.

Продажи крупнейших торговых площадок в 2017 году

Источник: АКИТ, Data Insight, отчетность ретейлеров

Топ-10 крупнейших интернет-магазинов России в 2017 году

Источник: Data Insight

Поймать трафик из магазинов

С Бурмистровым согласен и сооснователь аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников. По его словам, актуальная модель маркетплейса — это когда интернет-магазин берет на себя всю реализацию заказа, включая его хранение и отправку покупателю, а поставщик дает товар и его описание. Аналитик Data Insight отмечает, что у Ozon уже есть преимущество на рынке — больше них по трафику только Wildberries и Avito, а все остальные, в том числе "Беру", Tmall и Goods от "М.Видео", существенно ниже по посещаемости.

"Кроме того, у Ozon уже есть огромная аудитория, которая приходит не за чем-то одним, а за группой товаров. Среднее количество товаров в заказе у этой площадки — около пяти наименований, это намного больше, чем у всех остальных игроков на рынке. Логично, что, если Ozon увечит ассортимент за счет маркетплейса, люди будут реже уходить на другие площадки за товарами", — говорит представитель Data Insight.

Нужно говорить, подчеркивает Овчинников, о конкуренции за долю рынка e-commerce, где у Wildberries и Ozon большое преимущество перед новыми маркетплейсами. Кроме того, в этом году две трети роста по числу заказов обеспечили именно они, даже с учетом маркетплейсов они все равно формируют большую часть роста, отмечает он.

"Пока рынок интернет-торговли в России сильно фрагментирован и в целом хорошо растет, на нем есть место для нескольких игроков. Все они конкурируют между собой за долю в перетоке заказов из онлайна в офлайн, — уверен сооснователь Data Insight. — Вопрос в том, кто сможет лучше донести до покупателя мысль о том, что почти все, что есть в офлайне, дешевле и удобней покупать онлайн".

На этом рынке у каждого будет свой клиент и у каждого будет свой поставщик и места хватит всем, уверен Артем Соколов, глава Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Он отмечает, что спрос на e-commerce растет: Китай - 20% от всей розницы, США – около 10%, Великобритания - около 12%. В России пока только 3,5%.

"Но у нас есть высокий потенциал для роста и именно сейчас, темпы роста рынка увеличиваются. В этом году, предварительно, объем рынка мы оцениваем в 1,25 трлн рублей, в следующем ожидаем около 1,8 трлн рублей", - прогнозирует глава АКИТ. "У Ozona главное преимущество – это доставка, несмотря даже на недавний предновогодний сбой. Это интернет-магазин, который может доставить заказ в этот же день, в указанное время. Например, ретейлер может доставить 1 млн заказов к 18.00. У них большой потенциал, от себя я желаю им успехов", - добавляет Соколов

Как следует из отчета "Ромир", в 2018 году рост рынка товаров повседневного спроса (FMCG) в онлайн составил 32,2% по сравнению с 2017 годом. Рост отмечен в различных категориях — продукты питания, в том числе фреш-категории, которые являются драйвером этого роста, непродовольственные товары, одежда. Росту онлайн-продаж способствует и общее развитие мобильной коммерции — почти 50% россиян совершают покупки через смартфоны. Как отмечают аналитики, в категории продуктов питания начинает работать непродуктовый ретейл — Ozon.ru, Wildberries, "Юлмарт", "М.Видео" и "Комус". Кроме того, выходят в онлайн продуктовые ретейлеры офлайн-рынка.

К 2023 году российский рынок электронной коммерции вырастет более чем в 2,5 раза — до 3,49 трлн рублей с 1,29 трлн рублей в 2018 году, прогнозировали аналитики банка Morgan Stanley. По их оценке, на роль лидеров российского рынка e-commerce в первую очередь претендуют совместные предприятия, созданные с участием "Яндекса" (совместные со Сбербанком проекты "Беру" и Bringly) и Mail.Ru Group (AliExpress Russia при участии Alibaba, Mail.Ru Group, РФПИ и "МегаФон"). Первые сильны клиентской базой (70% населения России) и экосистемой поисковика. Преимущество второго партнерства — опыт Alibaba в e-commerce и пользователи Mail.Ru Group (90% населения России). Ozon в этой конкурентной борьбе, по мнению аналитиков, поможет сеть складов и логистика, которая позволяет доставить товар 40% населения России на следующий день после заказа.

Прогноз по росту рынка e-commerce в России

Источник: Morgan Stanley

Домашний рынок электронной коммерции в России

Источник: Morgan Stanley

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама