ТВ внутреннего сгорания. Рынок платного телевещания России переполнен

Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Перефразируя известную реплику Марка Твена, можно отметить, что слухи о смерти платного ТВ в России были сильно преувеличены. Аналитики отрасли заявляют о перенасыщении рынка с завидной регулярностью. Два года назад, когда уровень проникновения услуги достиг 75%, эксперты сочли, что ситуация достигла критического уровня: все, кто хотел подключиться к платному ТВ, уже подключились, и органический рост абонентской базы стремительно пошел на спад.
Тогда операторы решили развивать свой бизнес за счет повышения тарифов и увеличения среднего чека уже подключенных абонентов (ARPU), расширив перечень дополнительных услуг. "Кроме линейного телевидения это нелинейное вещание, видео по запросу, библиотеки фильмов, сторонние дополнительные сервисы (например, различные игры)", — рассказывает руководитель ИАА Telecom DailyДенис Кусков. Сегодня ситуация повторяется, тенденция наращивания дополнительных сервисов сохраняется.

Особенности национального ТВ

По данным компании "ТМТ Консалтинг", к концу III квартала 2018 года проникновение платного ТВ в России превысило 77%. Таких показателей операторы достигли за счет развития спутникового вещания там, где нет доступа к кабелю. Среди лидеров — спутниковые "Триколор ТВ" (12,2 млн абонентов), МТС (3,4 млн) и ГК "Орион" (3,1 млн), а также кабельные "Ростелеком" (10 млн) и "ЭР–Телеком" (3,7 млн). Совокупная выручка операторов за первые 3 квартала составила 68,1 млрд рублей. Для сравнения: за весь предыдущий год этот показатель достиг 83,8 млрд рублей.
Средний счет на абонента (ARPU) по сравнению с прошлым годом вырос на 7 рублей, до 175 рублей. Но этот показатель — "среднее по больнице". В III квартале 2018 года ARPU в сегменте IPTV составил 307 рублей, за вещание через кабель (КТВ) в среднем заплатили 184 рубля, через спутник — 102 рубля. В III квартале суммарная абонентская база выросла на 203 тыс. клиентов, из них почти 75% — IPTV (через интернет), 25% добавились к спутниковому вещанию. Число абонентов кабельного вещания, напротив, снизилось на 30 тыс.
Петербургский сегмент рынка платного телевидения принципиально отличается от федерального. После того как "Ростелеком" выкупил активы "Санкт–Петербургского кабельного телевидения" (ТКТ), к которому в свое время подключились многие жители города, оператор стал безоговорочным лидером. Сегодня он владеет примерно 80% городского рынка. Вслед за ним идут "ЭР–Телеком" (бренд "Дом.ru") и МТС.
В Ленобласти значительную долю занимает спутниковое ТВ: большим спросом пользуются услуги "Триколора" и ГК "Орион". Суммарно к спутнику подключено около 200 тыс. абонентов.

Новый путь

Игроки рынка платного ТВ подчеркивают, что сегодня им на помощь приходят новые технологии, которые во многом изменили саму концепцию потребления телевидения.
"Мы видим тренд развития многоэкранного смотрения. Часть контента люди смотрят через онлайн–подписки, часть — на ТВ. При этом с точки зрения стоимости и объема предлагаемого контента, а также возможности выбора ТВ — существенно более привлекательный продукт, чем онлайн–кинотеатры", — считают в МТС.
В связи с этим крупные операторы предлагают смотреть фильмы и сериалы на нескольких платформах, например на смартфоне и планшете. Картинка при этом синхронизируется: начав смотреть фильм по телевизору, можно продолжить с того же места на гаджете.
Несколько лет назад "Билайн" попытался запустить в Петербурге так называемую карту платных телеканалов, вспоминают эксперты. Оператор предложил клиентам самостоятельно выбирать каналы, не подключая стартовые пакеты. Однако до конца этот проект не реализовали, поскольку необходимо было решить ряд технических сложностей, например усовершенствовать систему биллинга.
Еще один вариант расширения абонентской базы — покупка менее крупных игроков. В 2017 году активнее всех занимался приобретением конкурентов "ЭР–Телеком". В Петербурге ему достались активы операторов связи "Акадо" и Westcall.
Гендиректор ГК "Орион" Кирилл Махновский уверен, что в перспективе рынок платного ТВ будет развиваться в B2B–сегменте: "Деятельность "Ориона" давно вышла за рамки услуг федерального спутникового оператора. Мы выступаем интегратором мультимедийных решений, осваиваем смежные сферы, например прямые трансляции крупных спортивных и культурных событий".

Переход на цифру

Приток новых абонентов платного ТВ игроки рынка ожидают после Нового года. Дело в том, что с середины января 2019 года в России полностью прекращается аналоговое вещание, всех телезрителей переводят на более качественную цифру.
По примерным подсчетам экспертов, у 5 млн россиян до сих пор нет оборудования и телевизоров, которые принимали бы цифровой сигнал. Поскольку им в любом случае придется покупать специальные устройства, вероятно, они рассмотрят вариант подключения платного ТВ. Более того, пожилые зрители вряд ли будут сами покупать и настраивать ресивер — они обратятся за помощью к специалистам, которые помогут им подключить в том числе и дополнительные каналы.
С такой позицией согласны не все. "Мы не ожидаем, что структура рынка платного ТВ в связи с этим хоть как–то изменится. В большей мере на изменение рынка могут оказать влияние рыночные факторы: расширение предлагаемого качественного контента, развитие интерактивных сервисов, индивидуализация ТВ–продуктов", — считают в МТС.

Все против всех

Юрий Брюквин, глава агентства "Рустелеком", отмечает, что сегодня некоторые операторы платного ТВ используют не самые честные приемы. "Они переводят абонентов на более дорогой тарифный план, при этом отключить услуги можно на другой планете — где–то в закутке, где стоит офис, который работает 3 часа в сутки в дневное время", — с иронией рассуждает аналитик.
По мнению экспертов и игроков рынка, потребление контента в интернете (в частности, в онлайн–кинотеатрах) значительно не давит на рынок платного ТВ. Более того, многие операторы сотрудничают с игроками новых рынков.
"Рост популярности онлайн–кинотеатров — еще одна возможность предложить своим абонентам дополнительный сервис. "Орион" уже на протяжении 2 лет реализует проект с IVI.ru, а также с ведущим мейджором многосерийных фильмов — компанией Amedia. В этом году к ним добавился онлайн–кинотеатр Start", — поделился Кирилл Махновский.
Рынок платного ТВ в Петербурге скорее стагнирует. Прирост происходит только за счет новостроек. Причем рост абонентской базы пользователей интернета существенно меньше телевизионного. Большинство абонентов пользуются кабельным телевидением или коллективной антенной, предлагаемой управляющей компанией дома. У них, как правило, небольшой набор каналов с маленькой абонентской платой, но большинству этого вполне достаточно. В целом многие (особенно молодежь) предпочитают смотреть новости и кино в интернете.
Сергей Таратута
заместитель технического директора SkyNet
Кабельные и спутниковые операторы снижают темпы роста абонентской базы. В последние годы рост связан с перетоками клиентов от одной компании к другой. В том числе крупные операторы увеличивают абонентскую базу за счет сделок слияния и поглощения. Абсолютное большинство игроков рынка по–прежнему стараются увеличивать выручку с каждого абонента, предлагая больший спектр услуг. Уверенный рост клиентской базы наблюдается у российских операторов, передающих контент через интернет, их выручка по итогам 2017 года выросла на 37%. Но максимальная доля аудитории онлайн–видео остается за ПК и ноутбуками (48%), на домашние экраны приходится только 26%. Следовательно, тотальное замещение вряд ли имеет место.
Юрий Припачкин
президент Ассоциации кабельного телевидения России
На мой взгляд, абонентская база платного телевидения уже не растет ощутимыми темпами, поскольку все чаще ощущается конкуренция за время клиента со стороны интернет–видеосервисов. Молодые люди значительно меньше смотрят телевидение в live–формате и предпочитают смотреть интересующий их контент с помощью интернета. Операторам следует развивать интерактивные видеосервисы, поддерживать multiscreen и иметь библиотеку популярного и востребованного контента, архивов каналов.
Андрей Батанов
генеральный директор NetByNet
Сегодня активно создаются универсальные платформы, дающие доступ к телеканалам, фильмам и сериалам вне зависимости от способов доставки контента. Происходит конвергенция технологий, и расширяется предложение комплексных услуг, стримингового ТВ в сочетании с доступом к библиотекам контента. Абоненты предпочитают смотреть то, что хотят, в любом месте и на любом устройстве. Операторы, которые не смогут соответствовать этим предпочтениям, уйдут с рынка. При этом спутниковое ТВ не имеет альтернативы там, где нет качественного интернета и эфирного телевидения. Это особенно важно в свете перехода на цифровое вещание. Поэтому Минкомсвязи привлекает спутниковых операторов к участию в федеральной целевой программе. Мы можем обеспечить доступ к цифровому телевидению по всей России. И мы приняли на себя обязательство гарантировать бесплатный просмотр каналов первого и второго мультиплексов, а также предоставить комплекты оборудования по льготной цене жителям населенных пунктов, которые не будут охвачены сетью наземного цифрового вещания РТРС.
Алексей Прохоров
глава департамента коммуникаций "НТВ–Плюс"