Stockmann уходит домой. Как финская компания не прижилась в России

ТЦ "Невский центр" в Санкт-Петербурге.
Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС
ТЦ "Невский центр" в Санкт-Петербурге.
Автор фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Финский ретейлер Stockmann объявил, что продает свой последний торговый центр в России чешскому девелоперу PPF Real Estate. "Невский центр" достался чехам за 171 млн евро, обе стороны называют сделку выгодной. Как финская компания пришла в Россию и как из нее уходила – в материале "ДП".

Сейчас в России продолжают работать несколько франчайзинговых точек, открытых под маркой Stockmann. Среди них пять магазинов в Москве и по одному магазину в Казани, Екатеринбурге и Краснодаре. Кроме того, в компании заверили покупателей, что Stockmann продолжит активно развивать свой интернет-магазин.

Как все начиналось

Компания появилась на российском рынке в далеком 1989 году, когда в России еще толком и не знали, что такое ретейл. Первое совместное с СССР предприятие носило название Keskussato, где торговали финскими товарами по каталогам за специальные инвалютные рубли. Как раз тогда Stockmann решил активно расширяться на Восточную Европу и сначала его взгляд упал на Прибалтику – первый самостоятельный магазин за пределами Финляндии был открыт в Таллине, затем компания успела запустить небольшой магазин одежды в московском ГУМе и супермаркет "Калинка- Стокманн" в Смоленском Пассаже.
После этого Stockmann начал развивать свою сеть в регионах. Seppala и принадлежащий компании магазин Bestseller появились в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске. Примерно же в это время в Петербурге появились пять магазинов Nike, запущенных по франчайзинговому контракту Stockmann с маркой, а также был открыт молл Stockmann у Казанского собора площадью в 800 м2. В 2007 году компания вывела на российский рынок шведскую сеть одежды Lindex.
Доказательством того, что ретейлер добился крупных успехов в России стало открытие самого крупного в России универмага "Стокманн" в Петербурге "Невский центр". На открытии присутствовала тогдашний премьер-министр Финляндии Мари Кивиниеми.

Градостроительная ошибка

Строительство "Невского центра" сопровождалось многочисленными скандалами. Градозащитники возмущались, что ради строительства торгового центра был снесен исторический квартал на углу Невского проспекта и улицы Восстания. По словам экс-губернатора Валентины Матвиенко, которая первое время защищала проект, руководство компании обещало полностью воссоздать исторические фасады зданий, создав их точные копии, и сохранить архитектурное художественное решение.
С момента утверждения плана строительства активисты обратили внимание, что новое здание будет гораздо выше того, что стояло на его месте. Кроме того, оно превышало строительную норму по высоте на 35 м. Также их возмущало то, что архитектурный ансамбль завершал большой стеклянный купол, над центральной частью были вынесены металлические надстройки, а новые входные арки и фасад зданий отнюдь не соответствовал историческому облику квартала. Строительство центра обошлось финнам в 185 млн евро.
Позже Валентина Матвиенко сдалась под натиском градозащитников и на встрече с общественными активистами признала торговый центр "градостроительной ошибкой". Ожидалось, что она приедет на торжественное открытие центра вместе с Мари Кивиниеми, но в последний момент губернатор отказалась от встречи. Тем не менее, несмотря на скандалы вокруг здания, финны вели себя более, чем сдержанно. Генеральный директор компании Ханну Пентилла заявлял, что Stockmann очень гордится новым зданием и не рассматривает возможность его сноса.

Закат Stockmann

Конечно, это был не первый скандал компании в России. За два года до этого "Калинку Стокманн" выселили из Смоленского пассажа, в котором на тот момент находился московский флагман финских универмагов. Акционеры торгового центра не желали продлять договор аренды с компанией по прежней ставке и Stockmann обратился в суд, добившись арендной почти в 10 раз ниже рыночной.
В отместку у "Калинка Стокманн" была отключена электроэнергия, в результате магазин пришлось закрыть. Компания тогда потеряла около $75 млн.
Первые зачатки российского кризиса Stockmann начали проявляться в 2010 году. Тогда компания отказалась от франчайза Nike и закрыла все спортивные магазины в России. Тогда руководство сети объясняло это тем, что "проект не достиг поставленных целей по выручке и прибыли". Но настоящие проблемы к компании пришли в 2015 году, когда у Stockmann начались финансовые трудности, которые острее всего проявлялись в России. Тогда руководством было решено начать плавный переход к оптимизации структуры сети. Сперва компания продает Seppala, затем сеть книжных академических магазинов, а потом из каталогов компании исчезает электроника.
В том же году она продала за 5 млн евро франчайз Debenhams, который приносил убыток. Вскоре компания объявила, что начинает сворачивать весь розничный бизнес в России. Многие эксперты тогда сошлись на том, что Stockmann выбрали неверную стратегию продаж в России, к тому же ситуацию усугубил финансовый кризис из-за антироссийских санкций и снижение покупательной способности населения.
В феврале 2015 года стало известно, что Stockmann закрывает все магазины Lindex, несмотря на то, что сеть продолжала приносить прибыль. Таким образом, последним активом компании оставался "Невский центр".

Все останется по-прежнему

Представители чешской PPF Group, которой принадлежит PPF Real Estate, подчеркивают, что не имеют каких-то особых планов на приобретенный ими "Невский центр".
"В настоящее время мы проводим более детальный анализ объекта и по итогам, конечно, сделаем выводы и будем работать над развитием объекта, прежде всего, в части маркетинга и продвижения. Сейчас объект практически целиком сдан в аренду, подписаны соответствующе договоры, и у нас нет планов что-то менять ни по структуре арендаторов, ни по профилю ТЦ", - рассказал "ДП" Виталий Краснюк, директор департамента публичных и государственных сделок PPF Group (Public & Government Affairs Department).
Краснюк оценил сделку как весьма выгодную для компании. Такого же мнения придерживается и противоположная сторона.
"Stockmann завершил реализацию стратегии по выходу из России и сосредоточится на своем ритейл-бизнесе, а PPF получил возможность стать владельцем знакового и успешного актива, вероятно, одного из лучших среди доступных для приобретения в России. Так как сделка является инвестиционной, то для "Невского центра" ничего не изменится – это изначально идеальный объект с идеальным местоположением и набором арендаторов в самом сердце Петербурга. А многолетний опыт PPF позволит компании увеличить операционные показатели объекта", - считает Станислав Бибик, партнёр девелоперской компании Colliers International, которая занималась консультациями по продаже "Невского центра".
Сейчас PPF активно занимается расширением недвижимых активов в Европе и России, общая сумма которых достигает 2 млрд евро. Общая стоимость активов компании оценивается в 38 млрд евро.
В финском офисе Stockmann "ДП" сообщили, что компания не намерена в ближайшем будущем развивать или открывать какие-либо проекты в России.
"Stockmann Group не вела каких-либо операций в сфере ретейла в России с лета 2016 года. Исключение составлял "Невский центр", поэтому мы решили в конце концов о него отказаться. Освобождение от "Невского центра" позволяет нам полностью сосредоточиться на развитии своих магазинов в Финляндии и странах Балтии", - подчеркнула Анна Бьярланд, глава отдела коммуникаций Stockmann.
Ольга Шарыгина, управляющий директор центра развития недвижимости Becar Asset Management обращает внимание, что долго освобожденные от магазина Stockmann площади пустовать не будут: "Крупные универмаги будут рассматривать возможность занять освободившиеся площади, в том числе и те, которых нет в городе. Уже достаточно давно идет речь о том, что Debenhams проявляли интерес к этому объекту. Аналогичные арендаторы и будут основными интересантами, так как это знаковый объект и лучшей витрины для входа в город сложно придумать".
По ее мнению, остальной пул арендаторов сохранится. Будут лишь незначительные изменения, которые будут зависеть от того, кто станет якорным арендатором.  
"Цена в 171 млн евро выглядит разумной и выгодной для обеих сторон. Абсолютно нормально, что после торга цена была снижена. Собственники уже давно хотел выйти в кэш, но найти быстро покупателя на такой масштабный и дорогостоящий объект в России не так- то просто", - подытожила она.