Умная голова оптимисту дана. Петербургский бизнес позитивно оценивает будущее

Автор фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Петербургские бизнесмены смотрят в будущее с оптимизмом. В отличие от писателей–фантастов, они не ждут апокалипсиса и восстания машин. Большинство предпринимателей видят 2043 год скорее как улучшенную и более логично устроенную версию года 2018–го.
Умные технологии, нейросети, "обволакивающий интернет" — все это ждет сегодняшних потребителей в ближайшие пару десятилетий, и альтернативы этому нет. Фантазии героев "ДП" ограничиваются лишь более или менее прагматичным подходом к прогнозированию места собственных компаний в картине мира через четверть века.
Природная скромность многим не позволяет видеть себя лидерами рынка, но о том, что именно они внесут значительный вклад в развитие технологий, говорят почти все.
Любопытно, что опрос разделил петербургских предпринимателей на тех, кто смело рассуждает, чем именно они будут заниматься в 2043 году, и тех, кто лишь осторожно делится планами на 2020–й.
Возможно, дело и правда в скромности, а может, сказывается реальный недостаток горизонта планирования. Но скорее главная проблема в неуверенности в завтрашнем дне.
Конечно, ответить на вопрос: "Чем будет заниматься ваша фирма через 25 лет" — непросто, видя, как нестабильно работает рынок, как один за другим уходят с него недавние лидеры и как сильно влияют на бизнес нерыночные факторы.
Ты, может, и хотел бы в 2048 году организовывать туры на Марс, проводить интернет в соседние галактики и выпускать таблетки от рака. Но сперва надо бы выклянчить у банков денег, чтобы перекредитоваться и решить проблемы с долгами, висящими с кризиса–2014. Или пережить очередные проверки пожарных, СЭС и налоговой.
Потом еще добиться от монополистов нормального тарифа на свет и воду, осознать свежие инициативы депутатов и очередной скачок доллара. А потом уж и про футуризм поговорим.
Рутина. Именно она не позволяет бизнесу поднять голову и помечтать.
Вот все носятся с сокращением издержек. Это тренд, и нет оснований предполагать, что за 25 лет он изменится. Все хотят тратить меньше, а значит, нас ждет автоматизация, распределение функций, сети.
Все это есть уже сейчас, просто та самая рутина не дает нам фиксировать, как быстро меняется жизнь. А дальше будет еще интереснее.
За 25 лет рынок серьезно изменится вплоть до того, что не будет sim–карт в привычном значении этого слова, не будет подписок на услуги операторов. Более того, возможно, не будет и самих привычных нам операторов. Будет некая единая сетевая структура, к которой пользователи будут подключаться, даже не выбирая оператора. Они просто подключаются, а уже сами операторы разбираются между собой, чьи ресурсы использовать в тот или иной момент по системе взаиморасчета. "МегаФон", как и другие операторы, будет трансформироваться, он войдет в эту сетевую структуру. При этом компания, возможно, станет уже более сервисной, разобьется на несколько подразделений, хотя вряд ли на разные юридические лица. По сути, появятся тысячи таких сервисных компаний, которым нужен доступ к сети. Здесь будут и колеса, следящие за износом и заменой шин, и холодильники, и машины, и часы, и навигаторы, и обувь с функцией "найди второй ботинок". Впрочем, может быть, это будет дальше, чем через 25 лет, но все равно — в ближайшей перспективе.
Роман Рудаков
Руководитель По Новым Услугам Северо–Западного Филиала "Мегафона"
Если мы говорим о возможности появления новой территории зоопарка, которая будет продолжением уже существующего, то через 25 лет мы будет содержать на больших территориях крупных животных. Например, носорогов и бегемотов. Но не слонов! Создать условия, которые отвечали бы их умственному развитию, у нас просто невозможно. Слоны слишком умные животные. А вообще я уже 16 лет пытаюсь переустроить зоопарк, но идет как–то сложно. Изначально я думала, что он и через 5 лет станет совершенно другим, поэтому прогнозировать сейчас сложно. В нашем зоопарке будущего посетитель будет видеть животное почти в естественных для него условиях. Животное будет чувствовать себя как на воле, при этом со стороны за ним будет наблюдать человек. Но я говорю не о сафари–парках, человек все–таки не будет проникать на территорию вольера.
Ирина Скиба
директор Ленинградского зоопарка
Я думаю, что через 25 лет компания "ВестКолл" станет очень инновационной, поскольку телекоммуникационные компании развиваются в соответствии с трендом времени. Фактически именно телеком должен нести новые технологии в массы, чтобы люди к этому привыкали. Еще 22 года назад телефон имел далеко не каждый, а сейчас он есть даже у младенцев. А в 1996 году, когда мы только открылись, был всего один телефон на всю компанию. Отрасль телекома будет жить и развиваться, пока люди будут хотеть общаться. Привычка людей разговаривать между собой обеспечит наше дальнейшее развитие, поэтому мы будем поддерживать желания людей, совершенствовать способы коммуникации, а люди, надеемся, будут хотеть еще большего. Безусловно, будет внедряться интернет вещей, и к этому "ВестКолл" будет иметь прямое отношение. Та самая цифровизация, о которой говорят на всех форумах, — это, безусловно, наш хлебушек и наш конек. Через утюг общаться вряд ли получится, но им можно будет дистанционно управлять. А вот холодильники нужно будет научить не открываться после 18:00.
Виктория Тихонова
Директор Петербургского Филиала Телекоммуникационной Компании "Вестколл"
С точки зрения бизнеса в целом, надеемся, через 25 лет будет больше взаимопонимания между городом и бизнесом. Хочется верить, что сфера услуг и туристического бизнеса будет работать на город и усиление его привлекательности для туристов. Что касается непосредственно нашей компании, мы хотели бы развивать существующие направления и открывать новые регулярные линии в Стрельну, Петергоф, в направлении "Лахта центра", Зеленогорска. Важно не открывать новые маршруты по Фонтанке, где водные пути и так перенасыщены, а давать жителям города интересные возможности для передвижения в разные точки города.
Юрий Набатов
совладелец, исполнительный директор "Нева Тревел Компани"
Наверняка появятся и другие услуги, но в первую очередь главная услуга на сегодня — это интернет, он от нас никуда не уйдет. Как мы в фильмах смотрим: проснулся — и тебе сразу в окошке сказали погоду, узнали, какое у тебя настроение и здоровье. Это все 100% будет, но основа будет за неким обволакивающим интернетом, через который будет происходить передача данных. Не исключено, что у нас где–нибудь будет встроен чип, через который мы будем получать массу интересной информации. И в моей фантазии "Обит" в это время должен оставаться оператором услуг связи, обеспечивая среду для этих технологий. Уже есть и дополненная реальность, и наша зона ответственности в ней — чтобы человек смог получить такую услугу в любой точке страны.
Андрей Гук
генеральный директор оператора связи "Обит"
25 лет назад я даже не мог себе представить, что будет в нашей отрасли сейчас. Один конструктор мне тогда говорил: все, чем мы сейчас занимаемся, — фигня, надо делать вот такое! И показывал западные электроприборы, собранные совершенно на другой элементной базе. Красивые, более качественные. Я смотрел и думал тогда: да нам такое не то что производить — купить денег не хватит! А сейчас мы пользуемся этой самой западной элементной базой и делаем лучше. Увы, в современной российской экономике с каждым годом становится все больше государства, а частной инициативы — все меньше. Если государства и дальше будет все больше, то и через 25 лет в России мало что изменится. Главное, чтобы не стало хуже. Люди, их психология, не меняются. То, в чем Россия варилась 100 лет назад, внезапно, оказывается, никуда не делось.
Валерий Парфенов
гендиректор ООО "УК Взлет"
Я абсолютно уверен, что через 25 лет российская молочная отрасль будет экспортно ориентированной. Это будет хорошая качественная продукция, возможно, с органическими лейблами. Наверное, это будет очень современная высокоавтоматизированная отрасль. Ведь и сегодня мы видим тенденцию роботизации молочных ферм, автоматизации переработки и сокращения занятости за счет этого. Важная тенденция, которую мы видим уже сейчас, — очень высокая кастомизация молочных продуктов, когда товар максимально приближен к потребителю, не является массовым, ориентирован на узкую группу покупателей.
Артем Белов
Исполнительный Директор Национального Союза Производителей Молока
Фармацевтическая отрасль обладает очень высоким потенциалом развития. Мы ожидаем, что через 25 лет она составит значимую долю ВВП страны. Сейчас укрупнение отрасли зависит от локализации производства — возможности осуществить полный цикл выпуска лекарственных средств на территории РФ: от синтеза субстанции до производства готовой продукции. Если нам это удастся, то российская фармпромышленность выйдет на качественно новый уровень и сможет стать конкурентом (или даже обогнать) нынешних лидеров.
Александр Семенов
Президент Ао "Активный Компонент"