Помните у Довлатова? Ленинград 1970–х. Турист спрашивает у местного жителя:
— Где здесь ближайший бар?
— В Хельсинки.
С тех пор с крафтовыми пивоварнями у нас все наладилось. Вот только современного художественного музея до сих пор нет. Эрмитаж в десятке лучших собраний искусства мира, но даже Главштаб, перестроенный якобы под contemporary art, поразит разве что завсегдатая торгово–развлекательных комплексов. Русский музей на фоне Орсэ или Метрополитен — глухая заимка. Наши музеи берегут ауру храма искусств, где как будто слыхом не слыхивали даже о постмодернистских играх. В этом вся прелесть петербургских коллекций, ну а за современными кураторскими проектами мы ездим на сторону.
К счастью, недалеко: в Хельсинки открыли еще один музейный комплекс — "Амос Рекс". Это реинкарнация Музея Амоса Андерсона, закрывшегося лет пять назад. Коллекция одного из самых богатых финнов XX века, которому ничего не стоило, например, подарить президенту Финляндии модернистскую виллу на берегу залива, переехала в новое пространство. Теперь наискосок от "Киасмы" — одного из главных североевропейских музеев современного искусства — окопался опасный соперник. "Амос Рекс" частично занял здание "Ласипалатси" — эталон функционализма, — а также подземное пространство за ним. Именно там располагаются выставочные залы. К ним прилагаются площадки для публичных выступлений, а также киноклуб. Часть публики из "Киасмы" неизбежно перетечет в "Амос Рекс". Рассудит соперников только стоящая между ними статуя Маннергейма.
Новый музей создавался долго. Впрочем, для такого проекта пятилетка — срок приемлемый. Результат впечатляет: теперь на уютной площади, где не так давно был автобусный вокзал, выросли вымощенные плиткой холмы, увенчанные круглыми иллюминаторами. В них виден холл этажа, где будут проходить выставки: не более трех в год, и каждая — блокбастер. "Амос Рекс" открыт для любого искусства: от первобытного до современного. Дебютировал музей проектом группы teamLab — японских гениев видеоинсталляций. Это эффектное шоу, воспевающее чудеса компьютерной графики, природные стихии и мощь монументальных художественных форм, идеями не богато, зато дух от него захватывает.