Елена Домброва Все статьи автора
28 августа 2018, 23:57 13899

Теневые кабинеты. Только каждый 10-й игрок рынка дополнительного образования объемом 73 млрд рублей работает по-белому

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Перед 1 сентября "ДП" изучил рынок дополнительного образования: его объем в Петербурге составляет 73 млрд рублей, а 9 из 10 игроков работают без лицензии.

В этом году в школы Петербурга пойдут 487 тыс. учеников, в том числе 58,5 тыс. первоклассников. Такие цифры на днях привела глава комитета по образованию Жанна Воробьева. По данным статистики, половина учеников кроме школы будут посещать всевозможные спортивные секции и центры дополнительного образования. Однако большинство игроков этого рынка не имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.

"ДП" составил рейтинг вузов Петербурга по стоимости обучения

"ДП" составил рейтинг вузов Петербурга по стоимости обучения

28185
Андрей Дорожный

Лицензия нужна не всем

Рынок дополнительного образования привлекает новичков значительным объемом средств. На детях, а уж тем более на их образовании, родители не экономят. По расчетам Discovery Research Group (DRG), объем рынка образовательных и развивающих услуг в России составляет 853,6 млрд рублей, в Петербурге — 72,7 млрд рублей. Более 60% этого объема приходится на разнообразное дополнительное образование для детей школьного возраста. При этом неясно, какая часть рынка находится в серой зоне. Так, в 2017 году в России насчитывалось 12,3 тыс. образовательных учреждений, но в этих расчетах специалисты DRG не учли теневые услуги. По данным "2ГИС", в одном только Петербурге более 3,3 тыс. центров развития детей, спортивных секций и детских языковых курсов.

Лицензию на образовательную деятельность получает примерно каждая 10–я организация. Справедливости ради стоит отметить, что большинство родителей обращают внимание на наличие лицензии обычно в двух случаях: если планируют получать налоговый вычет или хотят оплачивать занятия ребенка из средств материнского капитала. Остальные больше интересуются личностью учителя и условиями, в которых будет заниматься ребенок.

"Мы работаем без лицензии, как и многие другие кружки и секции, например танцев или карате. Но возможность оказания досуговых услуг без лицензии предусмотрена законом", — говорит Антон Сергеев, основатель школы танцев "Дети на паркете".

Он напоминает, что одно из условий получения этого документа — наличие помещения, а если секция работает на базе частного детского садика, то в случае смены партнера снова потребуется получать разрешение.

Но и наличие лицензии не гарантирует добросовестности школы. Например, одна из языковых школ, которая планировала обучать по методу "Speak Up" неожиданно закрылась этим летом, что для большинства ее учеников обернулось проблемами с банками. Дело в том, что школа работала по полной предоплате и часть учеников брали кредит, чтобы оплатить обучение. Хотя занятия прекратились, необходимость гасить кредит не исчезла.

Забег в будущее. Вузам надо подготовить студентов к борьбе за работу с роботами

Забег в будущее. Вузам надо подготовить студентов к борьбе за работу с роботами

890
Любовь Лучко

Совмещает со школой

На рынке дополнительного образования практически отсутствует порог входа, и отсюда все проблемы, говорят участники рынка. Объявить себя образовательным учреждением может практически любой человек с улицы. Расходы складываются из затрат на аренду помещения и фонда оплаты труда учителей. Эти же факторы влияют на ежегодное повышение стоимости обучения, которое в среднем составляет 10%, по данным участников рынка.

Как правило, для преподавателей курсы по дополнительному образованию — это работа после уроков в школе. Например, большинство тренеров спортшколы "Футболика" днем работают учителями физкультуры в общеобразовательных учреждениях или других местах. Брать специалистов на полный день невыгодно, объясняют владельцы детских центров: днем дети находятся в школе, и пиковый спрос на услуги образовательных центров — именно вечером.

Средний уровень заработной платы в сфере науки и образования в Петербурге в июне–августе на hh.ru составил 36,5 тыс. рублей. В большей части вакансий (60%) указан доход от 20 тыс. рублей, от 55 тыс. рублей предлагают 21% работодателей, более высокий доход — от 70 тыс. рублей и выше — был указан в 14% вакансий. Спрос на таких специалистов сезонный, однако в этом году он рос относительно прошлого года, отмечают аналитики hh.ru. Накануне начала учебного года число вакансий в сфере науки и образования в Петербурге в июле выросло на 38% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Соискательская активность тоже растет: так, в июле год к году число резюме увеличилось на 28%.

Больше всего вакансий летом было открыто для преподавателей (56%), специалистов, связанных с языками (31%), гуманитарными науками (22%), информатикой и математикой (по 11%), инженерными науками (9%), экономикой и менеджментом, биотехнологиями (по 6%).

Отметим, что репетиторство уходит в прошлое, учителя все чаще предпочитают работу в образовательном центре: им неудобно вести занятия у себя дома, а ученики живут не всегда рядом, рассказывают на курсах "101 балл".

В борьбе за время

Как отмечают в DSG со ссылкой на данные ВЦИОМ, в 2015 году больше половины (54,5%) детей никогда не посещали дополнительные занятия, однако со временем число таких школьников сокращается — так, в 2017 году только 46% (15,2 млн детей) не посещали развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ. Основная мотивация родителей, которые отдают детей в центры дополнительного образования, — это стремление всесторонне развить ребенка. Впрочем, для старшей возрастной группы включается еще фактор подготовки к получению высшего образования. По данным опроса ВЦИОМ, объем школьных знаний для успешной сдачи ЕГЭ больше половины россиян (54%) полагают недостаточным, они считают необходимым брать дополнительные занятия с репетитором, ходить на курсы ради поступления в вуз.

Представители частных школ и развивающих центров отмечают, что, как правило, их ученики живут по очень напряженному графику: если родитель решает дать ребенку дополнительное образование, то речь идет сразу о нескольких его видах. По этой причине главная конкуренция разворачивается не за кошелек родителей, а за время ребенка, и в этой борьбе участвуют все: и спортивные секции, и школы творческого развития, и частные репетиторы.

Спрос на наши услуги стабильно высокий, но в этом году сборная России хорошо выступила на чемпионате мира, и это подстегнуло интерес. Большинство родителей — 80% — отдают детей на футбол ради общего спортивного развития. Проблема фирм–однодневок существует. Легкий выход на рынок ведет к тому, что некоторые оказывают не очень качественные услуги. Родители не обращают внимания на лицензии или опыт тренеров, ориентируются больше на эмоции. Многие даже уточняющие вопросы о квалификации тренеров и методике обучения не задают, хотя это прояснило бы уровень школы.
Станислав Озимов
основатель спортивной школы "Футболика"
Никаких сложностей для запуска этого бизнеса я не вижу, но в этом как раз и есть проблема: много новых курсов открывается каждый год, среди них основная масса — однодневки. Что касается нас, то мы заняли нишу премиум–курсов. Кризис не почувствовали, потому что продукт востребованный и не зависит от каких–либо экономических условий. Ведь очевидно, что родителям гораздо выгоднее повысить шансы ребенка на поступление в высшее учебное заведение, чем оплачивать платное образование или ждать еще год.
Анастасия Панкина
основательница курсов по подготовке школьников "101 балл"
Количество студий и частных школ, желающих дать дополнительное музыкальное образование, ежегодно растет на 20–25% — открываются 10–15 новых мест, обучающих музыке. В Петербурге хорошие зарплаты по сравнению с глубинкой России, люди могут позволить себе заниматься культурным развитием своих детей, а не только обеспечением базовых потребностей. В городах с населением менее 1 млн человек вести подобный бизнес гораздо сложнее.
Дарья Мельниченко
соучредитель и директор музыкальной школы "Виртуозы"
Новости партнеров
Реклама