Побыть Гарри Поттером. Педагоги научились зарабатывать на программах для детских лагерей

Автор фото: Архив "ДП"

Педагоги научились зарабатывать на программах для детских лагерей, выкупая путевки и дополняя основной набор услуг.

Петр Куркин, генеральный директор ООО "Нить Ариадны" и актер по профессии, в числе первых в Петербурге начал развивать идею программных лагерей. Такие компании разрабатывают программы детского отдыха, выкупая в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) путевки, а затем, добавив свой сервис, перепродают их с наценкой 20–30% частным лицам.

Ставка на пользу

В лагере "Нить Ариадны", которому весной исполняется 9 лет, сделана ставка на профориентацию. Ребенок выбирает будущую профессию и на протяжении смены играет соответствующую роль. Петр Куркин вспоминает: когда он и его команда профессиональных педагогов только начинали свою деятельность, первые пару лет доходов хватало только на зарплату 10 тыс. рублей. Но со временем услуга программных лагерей оказалось востребованной, и это подтверждают цифры: оборот компании за смену с 23 июня по 13 июля 2018 года составил 7,3 млн рублей, в лагере отдохнули 140 детей.
Последние 3 года "Нить Ариадны" тесно сотрудничает с базой отдыха "Счастливый день" на берегу Ладоги под Приозерском. Там кроме летних (по 21 день) компания проводит осенние, зимние и весенние смены (по 8 дней). Максимально в лагере отдыхали 190 детей за один заезд, их возраст — от 11 до 18 лет.
К самым существенным затратам ООО можно отнести оптовую покупку путевок в лагерь или на турбазу, обладающую основными фондами: корпусами, домиками для проживания, пищевым блоком, спортивными площадками и пр. Остальные расходы приходятся на реквизит и костюмы для детей — лагерь реалистично оформляется под игровую тематику смены, а также на зарплату вожатым, обеспечение работы офиса, рекламу, аренду автобусов.

Безопасность в приоритете

После истории с карельским лагерем, когда в июне 2016 года на воде погибли дети, в программных лагерях стали больше тратить на безопасность. До 30% расходов "Нити Ариадны" приходится на службу охраны, систему видеонаблюдения, организацию работы КПП.
Как рассказывает Петр Куркин, дети находятся под постоянным наблюдением вожатых, а занятия расписаны так плотно, что у подростков нет ни малейшей возможности пропасть из поля зрения взрослых.
Предприниматель считает, это и есть самая эффективная мера безопасности. "А что до безопасности на воде — мы в лагере не купаемся. Вода в Ладоге холодная. Максимум — делаем пробежку по пляжу и зарядку на берегу", — говорит Петр Куркин. Поэтому специальных спасателей он не нанимает, однако все вожатые и воспитатели проходят курсы оказания первой помощи.

Рынок

В Петербурге в феврале 2018 года программные лагери решили объединиться в Ассоциацию программных лагерей. Валерий Астанчук, председатель совета Ассоциации программных лагерей, рассказывает, что в составе ассоциации 35 организаций. "Объединиться решили для того, чтобы обмениваться опытом и кадрами", — говорит Валерий Астанчук.
Среди членов ассоциации языковой лагерь HAGLAR, конный лагерь "Солнечный остров", лагерь "Архитектура будущего", развивающий — "Ваганты", языковой лагерь–квест "Школа шпионов", языковой LEXICA и другие.
Ассоциация проводит межлагерные соревнования и семинары для вожатых, а осенью откроет единый центр подготовки персонала.
Другие игроки рынка осваивают сказочную тематику: например, ООО "Волшебство рядом" проводит смены для детей от 6 до 13 лет по тематике мира Гарри Поттера на четырех базах в Ленинградской области. Языковой лагерь HAGLAR (ООО "Хаглар") за летнюю смену на трех площадках (две в Ленобласти, одна в Крыму) принимает 600 человек: детей обучают английскому языку.
На базе оздоровительного конного центра "Солнечный остров" (ООО "Веста") в одноименном лагере во Всеволожске дети 10–16 лет занимаются верховой ездой, обучаются уходу за лошадьми и туризму.
Годовой объем рынка программных лагерей в Петербурге и Ленинградской области, по данным экспертов, составляет 450–500 млн рублей.