Робот попал в кадры. Стартапы придумали замену HR-отделу

Автор фото: Анатолий Жданов/Коммерсант

Нанять хорошего специалиста, вовлечь его в команду и вычислить производительность труда — все это сегодня можно сделать без участия человека.

По идее, самый человечный в компании отдел — кадровый. Но именно в этой сфере технологичные инструменты сейчас так сильны, что готовы уже заменить сотрудников. "За последние 2 года компаниям, занимающимся созданием технологичных HR–инструментов, по всему миру удалось привлечь $1,87 млрд инвестиций. Это говорит об огромном интересе компаний к рынку таких продуктов", — рассказывает Сергей Моровщик, генеральный директор компании "СкайТрейд", инвестор HR–проекта AltSuite.
HR–стартапы удобнее всего классифицировать по задачам, которые они решают. Например, поиск и наем персонала, адаптация сотрудников, развитие корпоративной культуры, оптимизация работы и планирование, а также автоматизация рутинных дел: отправка сотрудника на обучение или в командировку, бронирование переговорок, проведение экскурсий по офису для новичков.
"Больше всего проектов появляется в рекрутменте. Эта часть HR–технологий доминирует на рынке по двум причинам, — рассказывает Алексей Долинский, основатель HR–проекта Coursalytics. — Во–первых, стандартные задачи подбора кадров на идентичные массовые позиции сравнительно просто автоматизировать. Во–вторых, это регулярные и легко оцениваемые задачи: автоматизация рекрутмента — существенная экономия, а значит, понятная ценность для клиентов".

Губительный фактор

В первую очередь стартапы в области HR направлены на снижение влияния человеческого фактора, объясняет Вячеслав Золотухин, основатель проекта EvoDesk (система управления личным временем). Например, HR–чат–боты — простейший способ снижения этого фактора. Они упрощают процедуру оформления отпуска, информируют о новых приказах, напоминают о совещаниях, уточняют у сотрудников информацию после встреч и планерок. Их главное преимущество в том, что они никогда не ошибаются, всегда все помнят, не уходят в отпуск, не трудоустраиваются к конкурентам. HR–боты используют Mail.Ru Group, Leroy Merlin, HeadHunter, Skyeng.
Отдельное направление новых HR–решений — проведение технологических соревнований, так называемых хакатонов. Они используются компаниями для поиска квалифицированного персонала. Заказчики таких конкурсов, как правило, берут к себе на работу хорошо проявивших себя участников.
Показательным примером можно назвать проект "Актум", который начал свою деятельность в конце 2017 года и недавно получил 200 млн рублей инвестиций от компании "Лаборатория институционального проектного инжиниринга" (ЛИПИ).
"Благодаря этим инвестициям мы будем развивать международную цифровую платформу по организации хакатонов", — поясняет Олег Мансуров, основатель и генеральный директор компании "Актум".
"Рынок HR–решений в мире составляет около $15 млрд в год. К 2022 году, как ожидается, он превысит $22 млрд, — говорит Алексей Долинский. — Примерно половину этого объема составляют комплексные облачные решения, которые покупают компании с десятками или даже сотнями тысяч сотрудников". Такие продукты не могут производить небольшие стартапы, уточняет эксперт. "Это рынок для технологических гигантов, таких как SAP или IBM. Для настройки эффективной работы подобных инструментов внутри компаний–клиентов вырастают целые IT–департаменты, занимающиеся только HR–системами", — поясняет специалист.

Звезды рынка

Одним из самых заметных российских HR–стартапов, пожалуй, можно назвать петербургский проект Stafory. Стартап потряс всю HR–индустрию не только в России, но и в мире: сервис для подбора массового персонала, известный как "Робот Вера", в 10 раз быстрее, чем человек, подбирает подходящие резюме с сайтов вакансий, обзванивает людей и задает им вопросы, распознает ответы и выделяет заинтересованных кандидатов. Стартап не раз выигрывал профильные международные конкурсы, в том числе стал победителем выставки HR Tech World в 2017 году. Партнером компании стал многопрофильный холдинг Arloid Group, офисы которого расположены в Дубае, Сингапуре и Западной Европе. Робота–рекрутера наняли не только российские МТС, PepsiCo, Kelly Services, Альфа–банк, "М.Видео", но и зарубежные Al Tayer, DEWA Holding, Al Ghurair, Tecom.
Другой российский сервис — технология видеоотбора кандидатов VCV — также бодро шагает по миру: он неоднократно входил в шорт–листы IT–конкурсов и уже получил приглашение в один из самых престижных акселераторов Кремниевой долины — 500 Startups. Стартап дал работодателю возможность оценивать кандидатов через просмотр видеовизиток.

Как предсказать увольнение

"Успешные отечественные стартапы изначально ориентируются на глобальный рынок, а не на сугубо российский, — говорит Алексей Долинский. — Наш рынок небольшой, к тому же многие HR–технологии в России только начинают использоваться. Несколько лет назад меня потрясла история о том, как молодого сотрудника с блестящим образованием и интересным опытом в сфере управления человеческим капиталом чуть не уволили из самой технологичной российской нефтяной компании за то, что она не умела правильно оформлять трудовые книжки. И этот анахронизм все еще с нами, а в ближайшие годы еще и будет оцифрован".
"Отставание проявляется в запросах рынка, — подтверждает Сергей Моровщик. — Сегодняшние руководители и HR–специалисты сосредотачиваются на подборе сотрудников, не всегда обращая внимание на их адаптацию и вовлечение в процесс, что приводит к большой текучке кадров".
Таким образом, в России больше стартапов, которые помогают подбирать персонал, а за рубежом — тех, что помогают HR–специалисту работать с персоналом уже после трудоустройства.
Но есть исключения. Созданный в России проект AltSuite — это платформа с набором инструментов для повышения продуктивности и развития корпоративной культуры — она помогает оценивать эффективность каждого сотрудника, выстраивать систему KPI и налаживать коммуникацию между специалистами и руководителем.
"Наиболее перспективными в ближайшие годы станут диджитал–инструменты для повышения эффективности и продуктивности действующих сотрудников", — уверен Алексей Долинский. Технологические стартапы уже позволяют отслеживать вовлеченность сотрудников, паттерны их коммуникации между собой, работу в команде. Правильный сбор и анализ информации дадут компаниям возможность устранять препятствия для роста продуктивности сотрудников, предсказывать и предотвращать возможные увольнения.
"Нам стоит ожидать еще более масштабной диджитализации HR как в России, так и за рубежом, — резюмирует Сергей Моровщик. — Профессия рекрутера не исчезнет, но видоизменится: HR–специалист должен будет анализировать собранную инструментами информацию и вовремя реагировать на тревожные сигналы, а также быть главным командообразующим элементом".