Биржа выдавила "Дикси". Акции ретейлера сняли с торгов

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

Одним эмитентом из сектора ретейла стало меньше: акции "Дикси" больше не торгуются на бирже. Публичность позволяет привлечь инвесторов, но требует серьезных расходов и ответственности.

На прошлой неделе Московская биржа прекратила торги акциями "Дикси", с 28 июня сняв бумаги ретейлера с торгов. Фактически последние торги акциями прошли 22 июня, цена закрытия — 320 рублей за бумагу. Возле этой отметки акции компании торговались последние 9 месяцев. Акционеры "Дикси" одобрили делистинг 25 декабря 2017 года. После этого ретейлер почти полностью выкупил свои акции с рынка.
Причиной ухода ретейлера с биржи стали неудовлетворительные показатели бизнеса, считают опрошенные "ДП" эксперты. За прошлый год выручка упала на 9%, до 282 млрд рублей, сопоставимые продажи — на 10,9%. Компания поставила собственный антирекорд, увеличив чистый убыток по МСФО в 2,2 раза по сравнению с 2016 годом, до 6 млрд рублей.
Убыток "Дикси" по итогам 2016 года составил 2,8 млрд рублей. Тогда компания связывала это с оптимизацией сети, изменением ассортимента и снижением потребительской активности. Но со временем положение только ухудшилось.
По мнению Вадима Исакова, директора Северо–Западного филиала "БКС Премьер", в такой ситуации поддержание листинга подразумевает финансовые расходы, которые лишены практического смысла.

Ассортимент розницы

В России на бирже торгуются меньше десятка розничных компаний. Большинство из них работают в продовольственном сегменте: это X5 Retail Group, "Магнит", "Лента", "О’Кей". Среди непродовольственных сетей — "Детский мир", "М.видео", "36,6".
По мнению аналитиков, для рядового потребителя публичный статус розничной сети никакой роли не играет, мало кто из посетителей сетевых магазинов вообще в курсе, что акции ретейлера торгуются на бирже и тем более какова динамика их котировок. Зато выход на биржу позволяет компании привлечь инвестиции в бизнес и повышает доверие к ней партнеров.

Что дает публичность

Тот факт, полагает Вадим Исаков, что компания торгуется на бирже, говорит, например, о ее зрелости и состоятельности, повышает уровень внимания со стороны инвесторов.
"Статус публичности дает эмитентам преимущество в процессе привлечения кредитных ресурсов и размещения облигационных займов, а также в сотрудничестве с иностранными партнерами, ведь доверие к обращающейся на бирже компании гораздо выше", — убежден аналитик.
В "М.видео" называют несколько преимуществ присутствия на бирже. По мнению представителя компании Валерии Андреевой, регулярное раскрытие финансовых показателей делает компанию более прозрачной, ей легче привлекать долговое финансирование и дополнительный капитал.
По мнению эксперта, публичные компании имеют высокие стандарты корпоративного управления, что гарантирует инвесторам и акционерам эффективную реализацию бизнес–стратегии.
"Торги на бирже позволяют менеджменту видеть реакцию рынка на ключевые решения, сделки и результаты деятельности", — заключает Валерия Андреева.

Дорогая прозрачность

С другой стороны, статус эмитента несет определенные риски. Во–первых, всегда есть вероятность существенного снижения капитализации компании, что чревато претензиями акционеров к менеджерам.
Во–вторых, компании приходится нести дополнительные расходы. По словам Алексея Коренева, аналитика ГК "ФИНАМ", присутствие на бирже подразумевает получение определенных рейтингов, которые могут влиять на возможность кредитоваться, и наличие прозрачной отчетности, к тому же строго регламентированной по полноте и срокам представления.
Менеджеры публичной компании испытывают влияние на свои решения со стороны неограниченного количества акционеров, среди которых могут быть и недружественные. Например, гринмейлеры, которые, прикрываясь лозунгом о защите прав акционеров, затрудняют работу менеджмента мелкими придирками и требованиями, чтобы компания в итоге выкупила их акции по цене значительно выше рыночной.
Также у компании, чьи акции торгуются на бирже, появляется обязанность оперативно раскрывать информацию о дивидендах, выпуске ценных бумаг, покупке и продаже акций менеджерами и т. д. Дополнительные расходы влечет и сама процедура получения листинга, его дальнейшее поддержание, а также аудиторские услуги, напоминает Вадим Исаков.
X5 Retail Group недавно провела дополнительный листинг на Московской бирже (ранее был только на лондонской), GDR компании были включены в индексы семейства MSCI, что позволит расширить базу инвесторов. Среди преимуществ присутствия на бирже мы можем отметить повышение узнаваемости: публичная компания получает более высокую оценку в глазах поставщиков, кредиторов и клиентов. Статус публичной компании также может повысить ее способность привлекать более квалифицированных руководителей и сотрудников.
Денис Кузнецов
и.о. начальника управления по связям с общественностью X5 Retail Group
Рыночные котировки позволяют оценивать эффективность менеджмента, а также вводить опционные программы для мотивации сотрудников. Также после размещения акций компания получает новый инструмент при проведении сделок M&A — собственными акциями можно оплачивать покупку других бизнесов. А выпуск облигаций в последние годы становится эффективной альтернативой банковскому кредитованию. При выходе на публичный рынок у компании возникают объективные издержки, однако они полностью компенсируются возможностью привлечения капитала для дальнейшего развития.
Анна Василенко
управляющий директор по взаимодействию с ключевыми клиентами и эмитентами Мосбиржи