Елена Домброва, Карашаш Ногаева Все статьи автора
18 июня 2018, 13:48 2039

Внедрение пошлин на иностранные посылки поддержит местных онлайн-торговцев

Таможня хочет взимать пошлины со всех иностранных посылок. Инициативу давно ждали российские онлайн-магазины, но на первых порах она может вызвать коллапс на почте.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России предлагает обложить пошлиной все покупки, совершенные в зарубежных интернет-магазинах. Соответствующее предложение ведомство уже направило в Министерство финансов России, пишут "Ведомости" со ссылкой на двух федеральных чиновников и представителя ведомства.

В погоне за новыми идеями. Ретейл развивает интернет-торговлю, чтобы не потерять доход

В погоне за новыми идеями. Ретейл развивает интернет-торговлю, чтобы не потерять доход

17599
Елена Домброва

На долю иностранных онлайн-ретейлеров приходится 36% российского рынка интернет-торговли объемом 1,04 трлн рублей, указывает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Эта доля неуклонно растет, для сравнения: в 2010 году она составляла 8%.

"Доля трансграничного канала, по нашим прогнозам, в течение 2 лет вырастет с 36 до 42-50%, но инициатива таможни, возможно, замедлит этот рост, ожидает Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации АКИТ. За рубежом представлен широчайший ассортимент продукции, поэтому люди не откажутся от покупок в зарубежных магазинах, объясняет он.

По прогнозам ассоциации, в 2018 году объем составит уже 1,25 трлн рублей. Большинство опрошенных "ДП" продавцов считают внедрение пошлин давно назревшей необходимостью. В то же время они признают, что данная мера — не панацея для российского рынка онлайн-торговли, который постепенно замедляет свой рост.

"Такая мера поставит в равные условия российские и иностранные компании", — ожидает Алексей Банников, гендиректор ГК "Фотосклад". Он указывает, что многие страны давно ввели ограничения на беспошлинный ввоз, в России же размер беспошлинного ввоза товаров остается до сих пор высоким. "Несколько лет российский рынок ведет борьбу за потребителя, объемы продаж иностранных компаний растут, в то время как российский ретейлер вынужден подстраиваться под иностранный рынок", — констатирует он.

В BABADU тоже признают, что сейчас российские и иностранные магазины находятся немного не в равных условиях. "Российские интернет-магазины платят налоги и пошлины, поэтому цена на товар может быть выше, чем у зарубежных магазинов", — приводит аргумент Серж Иванов, директор по маркетингу BABADU.

Разница цен в российских и зарубежных интернет-магазинах сейчас составляет не менее 30% — это НДС плюс таможенные пошлины, указывает Алексей Федоров, управляющий партнер ГК "220 Вольт", который горячо поддерживает инициативу таможни. Однако он отмечает, что пошлина для иностранцев, в случае ее внедрения, не превысит 20%, а значит, товары в российских интернет-магазинах все равно будут безбожно дороже, чем в иностранных, соответственно, и снижения количества покупок за рубежом не произойдет. Получается, российское правительство поддерживает иностранцев, у них есть преференции, у них более вольготные условия, а у российских магазинов нет ничего, кроме обязанности платить налоги, сокрушается он. "Я очень надеюсь, что черная дыра в таможне, которая называется беспошлинной торговлей, будет закрыта. Те сотни миллиардов рублей, что поступают в Россию в виде посылок, наконец-то будут помогать бюджету, это очень здорово", — говорит Алексей Федоров.

Поддержать отечественное

"Введение налогов для зарубежных интернет-магазинов может привести к росту продаж отечественных интернет-магазинов", — более оптимистичен директор по развитию ассортимента интернет-магазина Wildberries Вячеслав Иващенко. Он считает, что российские интернет-магазины не должны поднимать цены. Напротив, ввод пошлин при правильном их администрировании позволит им снизить цены, так как они смогут быстрее расти и сокращать издержки за счет объемов.

Пошлина 20%, скорее всего, не приведет к росту цен у иностранных онлайн-магазинов на 20%, многие затраты возьмут на себя логисты, которые удешевят доставку, продавцы, которые уменьшат свою маржу, говорит Александр  Логунов.

В BABADU ожидают, что повышение пошлин поможет магазинам с высоким средним чеком. "C точки зрения продавцов товаров luxury, техники, спортивных товаров — да, скорее это поможет. У нас в BABADU средний чек составляет около 6 тыс. рублей, и мы мало конкурируем с зарубежными магазинами. Например, коляску человек вряд ли будет заказывать за рубежом".

В BABADU прогнозируют, что рыночная ситуация будет развиваться по пути, который уже прошли другие страны, вводившие пошлины: на товары вырастут цены, а зарубежные продавцы будут сдерживать рост цен. В каких-то сферах клиент, скорее всего, пострадает. Чтобы снизить болезненный эффект внедрения, необходимо подготовиться детально к этому процессу, резюмирует Серж Иванов.

Алексей Федоров не исключает, что продавцы из Китая будут искать способы обхода уплаты налогов, например, посылать беспошлинные покупки, называя их подарками.

"Пока нет понимания, каким образом данный сбор будет осуществляться на таких площадках, как Aliexpress: частный продавец будет выплачивать эти проценты или они лягут на плечи конечного покупателя, — говорит Алексей Банников. — Но стоит понимать, что без правок и дополнительных изменений российский рынок торговли не сможет конкурентоспособно существовать".

Идея хорошая, но пока нереализуемая

Реализация долгожданной инициативы может остановиться из-за технических проблем. Основной канал передачи зарубежных отправлений — Почта России. В прошлом году УФПС Петербурга и Ленобласти обработало рекордный объем международных посылок — 10,1 млн штук, что в 2,2 раза больше показателя 2016 года, когда в Петербург пришло 4,4 млн отправлений. В пресс-службе Почты России сообщили, что на сегодняшней день в России отсутствует эффективное технологическое решение для учета количества посылок, поступающих в адрес одного и того же покупателя в течение 1 месяца.

То есть снижение беспошлинного порога до 200 евро без изменения технологии взимания пошлин практически полностью заблокирует процесс таможенного оформления международных почтовых отправлений и ухудшит качество сервиса по доставке товаров для населения, говорят в Почте России.

Чтобы упростить процедуру администрирования и не допустить логистического коллапса, Почта России совместно с ФТС разработала технологию, которая позволяет взимать пошлину при помощи современных электронных сервисов непосредственно в момент покупки на маркетплейсе. Но ее нужно тестировать.

Почта России предлагает вводить изменения в порядке взимания таможенных пошлин постепенно, а снижение с 1 тыс. до 200 евро — не ранее 2021 года. Установить ограничение в 200 евро в отношении одного почтового отправления без учета стоимости товаров, ввозимых в адрес одного физического лица в месяц. Кроме того, вводить изменения в таможенном оформлении одновременно во всех странах ЕврАзЭС.

Новости партнеров
Реклама