"Взрослые будут грустные". Как проходят съемки "Элефанта" в Петербурге

Автор фото: kinopoisk.ru

Главного героя отправили терпеть творческие муки в Петербург вместо Парижа.

Это новая работа Алексея Красовского, режиссера монофильма с Константином Хабенским "Коллектор" и сериала "Откровения". Главные роли сыграли Алексей Гуськов и — сюрприз — французский писатель Фредерик Бегбедер.
Аномально теплый петербургский май, чистое небо над головой. К съемочной группе оно сегодня ближе, чем к остальным горожанам, — работают на крыше бывшей гостиницы "Советская". Режиссер Алексей Красовский стоит на самом краю, перевязанный тросами, — пытается понять, что чувствуют актеры и каскадеры на высоте. Рядом невозмутимо пьет кофе один из самых популярных французских писателей нулевых Фредерик Бегбедер. Так создается потенциальный хит российского проката следующего сезона — фильм "Элефант".
Свою предыдущую картину Алексей Красовский снял за семь смен, в четырех стенах и с одним, хоть и чуть ли не лучшим в стране, актером Хабенским. Камерный, 74–минутный "Коллектор" стал одним из главных кинособытий в году: призы за лучшую мужскую роль и операторскую работу на "Кинотавре", "Открытие года" на "Нике", три награды на Пражском фестивале независимого кино. И, что для карьеры пускай опытного, но начинающего режиссера не менее важно, при бюджете $250 тыс. "Коллектор" собрал в прокате 718 тыс., тем самым открыв двери для следующего, более затратного проекта. Сценарий "Элефанта" Красовский написал 8 лет назад, но вплоть до последнего времени не мог найти финансирования. Это семейная комедия о детском писателе Валентине Шубине, чьи книги про cлона по имени Мишка раньше обожали все дети, а теперь забыли. Шубин в творческом кризисе, хронометраж ленты — на то, чтобы из кризиса выбраться. Режиссер видел своего героя человеком в возрасте, "за пятьдесят", и от идеи отступать не хотел, а продюсеры, пока не случился "Коллектор", деньги давали только под молодых артистов.
"Эту историю я даже тестировал, что было зафиксировано в Министерстве культуры, на собственном сыне, на тот момент ему было 6 лет. Мы с ним, ну чтобы нам всем было труднее, встали на коньки. Я ехал задом и снимал его реакцию, рассказывал эту историю, он ее слышал первый раз. Мне нужно было понять, интересна ли она детям. Есть такой секрет: если вы смогли заинтересовать ребенка, есть большая доля вероятности, что вы сможете заинтересовать кого угодно". Алексей Красовский рассказывает, как создавался фильм, в этот момент мимо проходит тот самый "артист за пятьдесят", исполнитель главной роли, друг режиссера, а теперь еще и продюсер картины — Алексей Гуськов: "Лет десять назад я убрал всю депрессию из своей жизни, я создаю сказки о том, что чудеса в этой жизни есть, о том, что люди должны верить в чудеса и тогда чудеса случаются, чтобы у вас было послевкусие хорошего настроения. "Элефант" — это "Филм гуд мудинг" — кино хорошего настроения".
Русского писателя, по сценарию, от депрессии спасает его французский коллега, которого в "Элефанте" сыграл настоящий литератор Фредерик Бегбедер. Его роль в картине — некий творческий бартер с Алексеем Гуськовым: 2 года назад российский актер принял участие в проекте Бегбедера "Идеаль" под обещание ответной услуги.
Впрочем, если бы история не заинтересовала, говорит Бегбедер, ничего бы все равно не получилось: "В фильме есть такая фраза, реплика, которую не я написал, а сценарист. О том, что дети будут смеяться, а взрослые будут грустными. Эта фраза очень хорошо объясняет наш фильм". "Элефант" — фильм с французским названием и французским актером–писателем — изначально и снимать собирались во Франции. Но потом посчитали расходы и передумали, отправив главного героя терпеть творческие муки в Петербург. Съемки в общей сложности заняли 24 смены, то есть в 3 раза больше, чем на "Коллекторе".
В кадре и парадный город, и окраины, и пригороды. Главная локация при этом — квартира Валентина Шубина, та же самая, кстати, в которой оператор Сергей Астахов, работающий и над "Элефантом", 20 лет назад снимал культового "Брата". Кроме уже названных актеров в ленте снялись Полина Агуреева, Евгения Дмитриева и Ян Цапник. Премьера фильма намечена на 2019 год.