О юных к старости: от кого стоит защищать детей

Автор фото: Сергей Коньков

 

От кого защищать детей? Традиционный вопрос 1 июня. Вопрос важный, но от чего — еще важнее, хотя, понятно, обе стороны неотделимы. И, собственно, главное — ради чего. От жизни никого, увы, не уберечь, но для будущего стоит, в том числе и своего собственного. И их тоже.
Иногда кажется, что главным образом детей теперь стоит защищать от безудержного консюмеризма родителей, потребления во всех смыслах. Раньше все же были классовые нормы поведения, потому все — как представители высших слоев, так и низших, стремившихся к апгрейду, должны были (или старались) их выучить и соблюдать. И набор классовых интересов тоже.
Классов теперь, как известно, нет. Нет, вроде как, и социальной разницы, точнее, есть, но только одна — имущественно–потребительская. Ее уничтожить никому не удастся, границы ее могут быть гибкими, социальная мобильность в идеале может быть высокой (США), стремление к относительному выравниванию (Север Европы) тоже, но результат останется. Главное при этом — достичь социального мира. И ведь эти правила как раз для мира, для социального покоя и были придуманы. Одни не кичатся богатством, другие — поэтому — им чуть меньше завидуют.
Наше же прекрасное постсоветское общество не только им кичится, но упивается. Осталась и вправду одна разница — материально–финансовая, и ее стараются продемонстрировать всеми способами. К примеру, изобрели слово "нищеброды" и используют его постоянно, можно даже сказать, наслаждаются им. Ну, к примеру, поведение прекраснейшего Шнурова на вечеринке для форума. Или continuum Ксении Собчак. На словах рассуждают про Шарикова и Совок. А ведут себя исключительно по правилам его и Швондера.
Но стоит подумать и о перспективе — к чему это может привести. В социальном смысле опасность очевидна, леворадикальные партии по логике вещей должны были у нас возникнуть уже давно и по мере взросления неизбежно возникнут. Но не опасно ли и другое: если все подчинено безостановочному потреблению, то к старости могут возникнуть проблемы тотальной опустошенности. Ни салоны красоты, ни разноцветные штаны и гаджеты заполнять сознание с такой силой, как прежде, уже, увы, не смогут. Что придет на их место? Как известно, самый страшный тип старости — тот, когда исчезают все интересы, и известно, что накапливать их арсенал стоит начинать рано. Чтобы потом было из чего черпать. А если все зациклено только на одном — получении и браваде от обладания, то что потом? Быть может, и что–то хорошее. Но возможна и депрессия. Есть такой старый психологический тип — poor rich girl, несчастная богатая девочка. Все испробовано, позабавиться нечем. А потому забота о детях — это их развитие, поощрение их пытливости и культивирование их страсти понять. В советском киножурнале "Хочу все знать" была масса позитивного смысла. Начав работать, все познать не успеваешь, а потому масса вопросов отложена на пенсию, тогда жизнь в долгосрочном плане станет увлекательной.
А самоограничение правилами поведения тоже дисциплинирует сознание — и социально безопаснее, а там, гляди, и другие сферы активируются. Потому главное — уберечь детей от гиперпотребления родителей. А там, может, и сами родители подтянутся. А самодисциплина им всем поможет.