Серые схемы и низкая рентабельность тормозят развитие российского рынка грузоперевозок

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

Обсуждение перспективных путей к уходу от серого рынка и повышению рентабельности грузовых автоперевозок стало важной составляющей панельной дискуссии на конференции TransRussia 2018. Профессиональный форум проходил в рамках одноименной выставки с 17 по 19 апреля в Москве.

Если выставка TransRussia 2018 демонстрировала внешние достижения транспортной отрасли, показывая их масштаб и красочность, то на конференции больше внимания уделялось проблемам, актуальным для различных направлений перевозок, которых оказалось немало. О них говорили и игроки рынка, и чиновники, и представители экспертного сообщества и профессиональных объединений.

Путь к легальному рынку

Транспортно-логистическая отрасль могла бы стать драйвером роста экономики страны, заявил председатель МОЭС Борис Рыбак, открывая секцию автоперевозок. Однако для того, чтобы заработала сама отрасль – необходимо сделать несколько вещей: консолидировать рынок участников, обеспечить развитие дорожной сети и привлечь в нее инвестиции.
"Отрасли необходимы крупные современные компании, работающие эффективно, легально, открыто и прозрачно, - подчеркнул Борис Рыбак, - не меньше нужны хорошие дороги. Тогда появятся инвестиции и тогда все это заработает. Сегодня же ни один инвестор денег в эту отрасль не даст".
Потенциально интересным для инвестиций назвала сектор грузовых автоперевозок и исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина. Сейчас его развитие тормозится, в основном, из-за несовершенства российского законодательства, в том числе некоторой неуклюжести и даже чрезмерности попыток государства в регулировании данного сектора, а также проблем самих компаний: сильного износа автопарка перевозчиков, большого количества "серых" схем.

Тяжелый груз

Одной из наиболее обсуждаемых тем на форуме стало введение системы весогабаритного контроля. По словам Ольги Федоткиной, можно видеть, как повторяется сценарий "Платона" и ошибки, допущенные при его внедрении. Чтобы ситуация разрешилась, по ее словам, необходимо утвердить единые требования к работе данной системы на территории всей страны, законодательно определить методологию проведения измерений, а также легимитизировать показания с коммерческих весов, установленных на предприятиях. Транспортным компаниям же ничего не остается, по сути, как адаптироваться к быстро меняющимся условиях работы на рынке.
А вот с точки зрения чиновников внедрение системы весогабаритного контроля (ВГК) уже дает некоторые результаты. По словам заместителя директора ФКУ "Росдормониторинг" Сергея Юнгова, сейчас в стране работают уже 25 автоматизированных пунктов, причем 8 из них – в полностью автоматическом режиме. Всего же федеральная сеть насчитывает 73 стационарных пункта ВГК. По итогам 2017 года нарушения были зафиксированы в 7,5% случаев взвешивания большегрузных автомобилей. Причем "лидерство" принадлежит федеральным дорогам Ленобласти. "Ежегодный ущерб, причиняемый российским дорогам недобросовестными перевозчиками грузов, составляет 2,6 млрд руб. О каких хороших дорогах мы можем говорить?!" — заявил он. К 2020 году чиновники планируют полностью развернуть в страте систему АСВГК, которая будет насчитывать около 400 автоматических комплексов. "Сложившаяся сегодня ситуация понятна, она вредит остальным 90% перевозчиков и требует решения. При этом мы готовы к диалогу с добросовестными перевозчиками", — заключил Сергей Юнгов.

Взгляд изнутри

Со стороны перевозчиков целый ряд острых проблем в транспорте выделил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии" Александр Лашкевич. Среди них и большое число мелких «серых» игроков, и отсутствие условий для обновления автопарка у большинства участников рынка, и низкая рентабельность бизнеса в сложившихся экономических условиях, а также нехватка профессиональных водителей большегрузного транспорта из-за сильно упавшего престижа профессии.
В качестве мер, которые должны повлиять на ситуацию топ-менеджер одного из лидеров транспортно-логистического рынка отметил необходимость создания государственной системы подготовки водительских кадров, введение системы допуска для перевозчиков — участников рынка, а также меры господдержки по обновлению автопарка.
Правда, по мнению модератора панельной дискуссии Вячеслава Белобжецкого, рентабельность бизнеса в грузовых автоперевозках в принципе не может быть больше 15%. Возражений на данное заявление из зала не последовало.
Также, по словам Александра Лашкевича, оздоровлению рынка грузовых автоперевозок может способствовать принятие соответствующего федерального закона, регулирующего данный вид деятельности. Разработанный уже законопроект нуждается в доработке. "Там есть масса неточностей и шероховатостей, но введение такого закона позволит решить две задачи: легализует рынок и упорядочит его работу", — подчеркнул он.
Что касается планов самой компании, то, по словам Александра Лашкевича, "Деловые Линии» намерены и дальше продолжать региональную экспансию. Современные тренды задают необходимость развития региональной сети, и только с начала 2018 года транспортно-логистический оператор открыл 48 новых филиалов и дополнительных офисов в стране.
Подводя итоги панельной дискуссии, Вячеслав Белобжецкий указал на наиболее частые сложности при взаимодействии грузовладельцев и перевозчиков. Так, среди основных вопросов, возникающих у первых ко вторым, несоответствие цены и качества услуг, низкая квалификация персонала, отсутствие единства интересов с заказчиком, а также общая неориентированность рынка на некрупных заказчиков и… необязательность водителей. Что особенно неожиданно для такого высококонкурентного рынка.

Удалось договориться

На крупнейшем отечественном транспортно-логистическом форуме традиционно подтверждаются различные договоренности. Например, ряд протоколов о намерениях со своими партнерами – компаниями DB Cargo AG и KTZ Express - в этом году подписал логистический оператор "РЖД Логистика" (дочернее предприятие РЖД).
Договор о расширении сотрудничества заключили ГК "Деловые Линии» и компания "Аристон Термо Русь". Компании уже три года успешно взаимодействуют между собой, и намерены развивать совместную работу. В частности, соглашение касается оказания услуг по ответственному хранению и складской обработке товаров в Краснодаре и Владивостоке. По соглашению, будет реализована система учета уникальных серийных номеров продукции необходимых для отслеживания движения товара от производства до конечного покупателя, а также разработана технология подготовки товара к отгрузке в розничные магазины.
К общественно значимым событиям TransRussia 2018 можно отнести презентацию Фонда помощи пострадавшим в ДТП. Помимо основной миссии фонда сотрудники организации будут заниматься повышением уровня культуры участников дорожного движения. Ведь ежегодно в нашей стране в результате автоаварий гибнут тысячи человек - и ситуация требует реакции, в том числе, со стороны общества.