18:4622 марта 201818:46
6983просмотров
18:4622 марта 2018
Леонид Хазанов, промышленный эксперт:
Расположенный на северо-западе Московской области тихий город Волоколамск не сходит с экранов телевизоров, страниц газет и сайтов информационных агентств из-за протеста его жителей против функционирования полигона Ядрово, из-за вредных выбросов с которого произошло массовое отравление детей.
События, разворачивающиеся вокруг полигона Ядрово, расположенного вблизи подмосковного Волоколамска, являются лишь слабым отражением печальной действительности: Московскую область нельзя назвать экологически чистым регионом, да и к тому же Ядрово далеко не единственный в нем полигон для складирования бытовых отходов.
Но, пожалуй, вокруг никакого другого полигона не было такой активности населения и средств массовой информации, как в случае с Ядрово. И неудивительно, ведь проблемы с ним появились не вчера и не сегодня, они копились давно и в конце концов выплеснулись наружу, «прославив» Ядрово на всю страну.
Вообще, любой полигон бытовых отходов можно с полным основанием назвать техногенным газовым месторождением. Образующийся в его недрах в результате разложения мусора свалочный газ содержит главным образом метан (основной компонент привычного нам природного газа) и диоксид углерода, а также сероводород, органические соединения и т. д. В принципе, его можно сжигать с целью генерации электроэнергии и тепла либо даже использовать в качестве автомобильного топлива.
В Европе утилизация свалочного газа поставлена на поток, в нашей же стране она только начинает развиваться. Скажем, в 2015 году Vireo Energy запустила проект по производству чистой электроэнергии на полигоне Новый Свет — Эко в Гатчинском районе Ленинградской области. Мощность работающей здесь электростанции равна 2,4 МВт, в перспективе она может вырасти до 4,8 МВт.
Между тем в Ядрово тоже хотят утилизировать свалочный газ: на сайте Министерства экологии и природопользования Московской области опубликован пресс-релиз, датированный 15 марта, о намерении компаний Trisoplast Mineral Liners и Multtriwell провести дегазацию полигона, правда, она займет какое-то время.
Вот только жители Волоколамска ждать не могут. Собственно, почему они должны снова ждать? Почему дегазацией Ядрово нельзя было озаботиться раньше? Где гарантия, что население не будет вдыхать неприятные запахи и никто больше не отравится?
Справедливости ради отмечу: в России есть и положительные примеры решения застарелых экологических проблем. Возьмем северный Норильск — классический моногород, жизнь и процветание которого зависят от предприятий заполярного филиала «Норильского никеля». Как известно, переработка руд цветных металлов связана с большими объемами выбросов в атмосферу вредных веществ, поэтому Норильск долгое время считался самым загрязненным городом и Советского Союза, и России, соперничая лишь с печально известным Карабашем.
Сегодня утверждать подобное было бы неправильно. «Норильский никель» из года в год последовательно осуществляет различные природоохранные мероприятия на своих металлургических заводах, тратя на них огромные средства. В рамках данной стратегии «Норильский никель» закрыл устаревший Никелевый завод, тем самым снизив выбросы диоксида серы в черте Норильска на 30% (никто из его сотрудников не был уволен, все были трудоустроены).
Кроме того, на Медном и Надеждинском металлургических заводах «Норильским никелем» реализуется масштабный проект по утилизации и переработке диоксида серы в элементарную серу (его стоимость можно оценить в $2 млрд). Благодаря ему будет утилизироваться не менее 95% диоксида серы из отходящих газов обоих предприятий.
Вот и получается, что в Норильске, зависящем от выплавки меди и никеля (не считая иных металлов), улучшением экологической обстановки занялись давно и всерьез, тогда как в Волоколамске, где металлургических заводов нет и в помине, спохватились, когда «грянул гром».
Может, все-таки не стоит ждать?