В этом году подряды на содержание парков и скверов распределили по интересной схеме: сначала их получили пять городских садово-парковых хозяйств, которые распределили работы среди своих коллег во всех 18 районах Петербурга, при этом оставив себе не менее 70 млн рублей.
В конце 2017 года комитет по благоустройству распределил около 2,5 млрд рублей на содержание городских скверов и парков. Видимо, следуя общему городскому тренду на укрупнение госзаказов, комитет объявил не 18 конкурсов по каждому из городских районов, а всего пять. В каждый заказ включили работы в нескольких районах. Такое укрупнение закупок, напомним, как правило, используется для того, чтобы на контракты не мог претендовать средний и малый бизнес, у которого нет возможности внести залог, пропорциональный сумме крупного контракта.
Победителями конкурсов комитета стали предприятия "Центральное" (520 млн рублей), "Пушкинское" (547 млн рублей), "Выборгское" (442 млн рублей), "Калининское" (471 млн рублей) и "Нарвское" (448 млн рублей). Все они принадлежат комитету имущественных отношений и подчиняются комитету по благоустройству. По названиям предприятий нетрудно догадаться, в каких районах они традиционно, из года в год, отвечают за зеленые насаждения. Выполнять эти работы в каких-то еще районах ни одно из садово-парковых хозяйств явно и не собиралось, поэтому они стали передоверять подряды на условиях субподряда коллегам из других районных хозяйств. Но передали им уже на 70 млн рублей меньше.
Например, хозяйство "Центральное" получило в ведение работы в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. Нетрудно догадаться, что "Центральное", которое испокон веков работало в Центральном районе, отвечать за зеленые насаждения в других трех районах не может, да и не стремится. Так что спустя всего 3 дня после заключения этого контракта 29 декабря "Центральное" передоверило работы в Василеостровском районе коллегам, которые трудятся именно в нем, заключив договор субподряда на 100 млн рублей вместо 117 млн рублей, изначально выделенных на эти работы. По той же схеме передоверили работы и в Петроградском районе, на который было выделено 204 млн рублей.
Так же поступило и хозяйство "Калининское", ставшее, к слову, одним из крупнейших распределителей бюджетных денег на новогодних праздниках. Оно получило 471 млн рублей на работы в собственно Калининском районе, а также в Красногвардейском и Невском районах. Работы в Красногвардейском районе изначально, по договору, стоили 155 млн рублей, но субподрядчики "КСПП Охтинка" и "Гринпарк" получили чуть меньше — 153 млн рублей (130 млн и 23 млн соответственно). На Невский район выделили 150 млн рублей, и "Калининское" ожидаемо передало подряд предприятию "Невское". Но подрядчик получил уже лишь 128 млн рублей.
Предприятие "Выборгское" действовало по той же схеме: работы в Выборгском районе оставило себе, а контракт на Приморский район передало, как нетрудно догадаться, хозяйству "Приморское". Если изначально на работы выделили 168 млн рублей, то субподрядчик получил уже 140 млн рублей. Еще два обладателя крупных заказов, "Пушкинское" и "Нарвское", пока не делились работами с коллегами.
Таким образом, на сегодня три из пяти обладателей генподрядов наняли субподрядчиков, удержав при этом около 70 млн рублей. В "Центральном" проигнорировали вопрос о судьбе денег, оставшихся на счете предприятия при заключении договоров с субподрядчиками, но заявили, что заключение таких договоров — обычная практика, а предприятие контролирует качество проведенных работ и отвечает перед городом своим рублем.
Остальные предприятия отказались комментировать эту интересную схему и разъяснять, почему субподрядчикам достается меньше денег, сославшись на то, что они находятся в ведении комитета по благоустройству. В пресс-службе комитета в то же время сообщили, что не имеют права вмешиваться в самостоятельную хозяйственную деятельность предприятий. Также там подчеркнули, что контракт не запрещает привлекать субподрядчиков.
Остальные предприятия отказались комментировать эту интересную схему и разъяснять, почему субподрядчикам достается меньше денег, сославшись на то, что они находятся в ведении комитета по благоустройству. В пресс-службе комитета в то же время сообщили, что не имеют права вмешиваться в самостоятельную хозяйственную деятельность предприятий. Также там подчеркнули, что контракт не запрещает привлекать субподрядчиков.
Такое удержание части денег на счетах генподрядчика — распространенная практика, которая никоим образом не нарушает закон. У нее даже есть название — "генподрядный процент". Формально это оплата трудов генподрядчика. Другое дело, что порой остается загадкой, в чем именно заключались эти труды стоимостью десятки миллионов. Отследить, сколько денег оставил себе генподрядчик, как правило, нельзя: договоры с субподрядчиками попадают на портал госзакупок только в таких случаях, как описанный выше, когда субподрядчика ищет госпредприятие.