Под драгоценным светом. Выставка "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса" в Музее Фаберже

 

В Музей Фаберже не зарастает народная тропа. Выставки здесь одна другой эффектнее. После Фриды Кало и Сальвадора Дали в Петербурге гастролируют художники Монпарнаса. Живопись Монпарнаса — зрелище не из простых. Собственно, примитивистские работы Кало и книжная графика Дали неофиту в искусстве тоже едва ли понятны. Фаберже рассчитывает на подготовленного зрителя, а широкая публика сама подтягивается.
Монпарнас как эпицентр парижской художественной жизни Парижа эпохи авангарда — сюжет беспроигрышный, тем более с Модильяни и Сутиным, чьи имена вынесены в заглавие нынешнего проекта, в роли фронтменов. Цельной картины того, что происходило на Монпарнасе, на экспозиции в Фаберже, конечно, не складывается. Здесь показана одна из коллекций искусства этого периода — коллекция, впрочем, небезызвестная и репрезентативная. Это собрание Йонаса Неттера — эльзасского предпринимателя, в первые десятилетия ХХ века покупавшего много парижского современного искусства: Сутина, Модильяни, Дерена, Утрилло и других художников, среди которых были и будущие знаменитости, и по сей день мало известные живописцы.
Неттер был увлеченным коллекционером, но не маршаном, которых тогда в Париже было немало. Сохранилась только та часть коллекции, что унаследовал его сын. Долгие годы ее не выставляли, но лет пять назад наконец показали в парижской Пинакотеке, открывшейся в начале 2000–х. Курировал проект основатель и директор Пинакотеки Марк Реcтеллини — внук одного из художников парижской школы Исаака Анчера и эксперт по Модильяни.
Эту выставку, путешествующую, как и многие проекты Рестеллини, по азиатским музеям, теперь привезли в наши "степи". Программные портреты Модильяни, редкий Дерен, много Сутина на все вкусы, виды Монмартра Утрилло, большая подборка картин его матери Сюзанны Валадон — экспозиция удалась на славу. Живопись 1920–1930–х — в основном работы художников второго и третьего плана — рядом с этими шедеврами смотрится в лучшем случае забавно.
Что ж, такова коллекция Неттера. В Фаберже ее показывают в полумраке. Холсты залили ровным, рассеянным светом, под ювелирку. Они светятся, как лайтбоксы. Публика должна это оценить.