Совладелица холдинга "Север–Метрополь" Елена Шевченко впервые рассказала о том, как она оказалась в бизнесе

Автор фото: Беликов Валентин

Носительница легендарной для Петербурга 1990–х фамилии, сегодня — руководитель и совладелица холдинга "Север–Метрополь" (№13 в рейтинге собственников Невского), Елена Шевченко рассказала "ДП" о том, как она оказалась в этом бизнесе, о новом отельно–ресторанном направлении и как ее делу помогает пение в хоре в детстве.

Елена, как вы попали в группу компаний "Север–Метрополь"? Кто вы по профессии?

— Училась в Политехническом университете. На практику попала в группу компаний "Норд", здесь тогда уже начиналось большое строительство — перенос кондитерского производства в Выборгский район.
Я начинала как инженер–строитель и в дальнейшем окончила еще аспирантуру в ИНЖЭКОНе и получила экономическое образование. В дальнейшем продвигалась по карьерной лестнице в "Норде". Теперь это группа компаний "Север".

И встретили свою судьбу — своего супруга Сергея Шевченко, совладельца группы компаний "Норд"?

— Да, встретила свою судьбу. Супруг — акционер "Севера" и "Метрополя", но он не публичный человек. Мы в браке 23 года.

И он передал вам свои акции?

— Да, передал мне свои акции, и теперь я управляю холдингом, он помогает мне, безусловно, мы оба работаем, выполняя свои обязательства перед всеми акционерами холдинга.

Участвуют ли в бизнесе другие акционеры бывшего "Норда" — родственники Вячеслава Шевченко и Юрия Зорина?

— Родственники в основном владеют акциями компаний.

Если вернуться к управлению бизнесом сегодня, кроме кондитерского производства что еще входит в зону вашей ответственности?

— Это ресторан "Метрополь", два отеля "М–отель" и бутик–отель Majestic. Галерея бутиков "Гранд Палас" также работает под управлением холдинга "Север". Развивая кондитерское производство, соблюдаем традиционные технологии, не используем, например, стабилизаторы вкуса. В день выпускаем 13 т кондитерских изделий, которые реализуются более чем в 700 точках продаж. Это и наши кондитерские, и открытые по франшизе.

Бизнес растет устраивающими вас темпами? Почему понадобилась реконструкция ресторана?

— Да, темпы роста кондитерского производства — 10–15% в год. В Европе нет другого города, который бы потреблял такое количество сладкого, как Петербург. То ли это наш холодный климат, то ли петербуржцы заедают сладким стресс, не очень радужное настроение осенью и зимой, когда мало света. Но мы стараемся сделать так, чтобы наши покупатели не расплачивались здоровьем за свое пристрастие к сладкому. Когда мы открыли бутик–отель Majestic, поняли, что ресторан должен дотягивать до отеля. И взялись за реконструкцию. Я сомневалась, но супруг поддержал меня и сказал: ты все сможешь. Я же отличница в душе. Начала с кухни, поменяла шеф–повара. Сейчас правительство Петербурга продвигает петербургскую кухню, использование исторических традиций в кулинарии для более полной туристической программы. Наши бренды полностью вписываются в этот тренд. Мы провели реконструкцию ресторана, он открылся в прошлом году. Постарались восстановить исторические интерьеры, создать атмосферу. В Вене есть, например, конфеты "Моцарт", торт "Захер". Наши исторические ценности — это "Север" и "Метрополь" — спросите, их знает любой, например москвич.

Как вы решились на отельный бизнес? Окупились ли уже проекты отелей на Садовой?

— Первый отель "М–отель" на 75 номеров был сдан в 2009 году, инвестиции, конечно, уже вернулись. Это твердая тройка, с очень располагающей локацией, поэтому загрузка номеров близка к 100%. Отель Majestic — в нем я постаралась воплотить свои архитектурно–дизайнерские наклонности. Я много путешествую, любовь к путешествиям тянется еще с того времени, когда я в детстве пела в хоре Гостелерадио и мы объездили половину мира, сейчас из разных стран привожу идеи, которые потом стараюсь воплотить в бизнесе. Majestic как раз из этой серии. Первый отель начинали строить, еще когда не было такого туристического бума, второй отель, открытый полтора года назад, строили уже в расчете на требовательного лакшери–туриста. Это четырехзвездочный отель "де люкс".

На развитие бизнеса вы привлекаете заемные средства или используете собственные от франшизы и аренды?

— Да, свободные помещения от наших собственных проектов сдаем в аренду. Предпочитаем использовать собственные средства и не брать кредитов. Стараемся жить по средствам. Вот кто–то покупает шикарную квартиру, а кто–то развивает свой бизнес. Я, например, перед открытием отелей встречала поставщиков, которые, видимо, на нашем открытии решили сделать себе состояние. Но, чуть углубившись в тему, я поняла, как дешевле, не потеряв в качестве, например, сшить шторы, купить полотенца и халаты.

Есть ли у вас планы по открытию новых отелей?

— Планы были, мы даже смотрели объект для инвестирования. Прекрасный в прошлом дом в центре города. Но он 10 лет простоял без отопления, а у нашего КГИОП есть чрезмерные требования по восстановлению всех исторических интерьеров и всех пристроек. Ну была там конюшня во дворе, стояла там чья–то лошадь. Но почему теперь непременно надо восстанавливать конюшню во всех деталях, а не адаптировать строение к современной жизни? Мы спросили специалистов, нам сказали, что не стоит связываться, город, видимо, ждет, пока это развалится.

У вас в семье подрастают две дочери. Пойдут ли они по вашим стопам?

— Дочерям 11 и 17. Анастасия, старшая, учится в Политехе, на том же факультете, где училась я. Уже открыла вместе с подругой Александрой свое первое кафе "Умка". Надеемся, что сумеет стать руководителем. Это целиком ее разработка, молодежный формат кафе. Она нас упрекала, что мы кофе завариваем по–старому, а не новыми модными способами. Будет ли это новая сеть, пока рано говорить, как пойдет бизнес. Летом на каникулах Анастасия с 13 лет работала на кондитерском производстве. Так что знает не понаслышке, как делаются пирожные.
Активы
Группа" "Север–Метрополь"
Основное юрлицо сети кондитерских "Север" сегодня — ООО "Север–Метрополь". Оно, по данным СПАРК, на 40% принадлежит Елене Шевченко. Еще 40% принадлежит Елизавете Вячеславовне и Михаилу Вячеславовичу Шевченко, а 20% компании — ее гендиректору Светлане Долгобородовой. Годовая выручка компании в 2016 году составила 1,73 млрд рублей, чистая прибыль — 152 млн рублей. Также Елена Шевченко — совладелица АО "Метрополь" (его годовая выручка — 293 млн рублей) и ООО "Династия" (493 млн рублей в год). До этого с 1992 года головной компанией группы было ОАО "Норд", его крупнейшими акционерами также были члены семьи Шевченко.
История
Суровые" 1990–е Братья Вячеслав и Сергей Шевченко — организаторы группы "Норд" — в 1990–е годы считались негласными хозяевами Невского пр. Они владели казино "Голден Доллз" и ночным клубом "Голливудские ночи". Помимо того, в собственности "Норда" было множество различных помещений — магазины, ночные клубы. Также им принадлежала мебельная фабрика "Ладога". Однако в 2001 году Сергея Шевченко осудили на 7 лет условно по делу о вымогательстве. Его брат Вячеслав был объявлен в федеральный розыск. Спустя несколько лет — в 2004 году — стало известно, что Вячеслава Шевченко расстреляли на Кипре. Тогда вместе с ним погиб и его партнер Юрий Зорин.