С Пулково закончили. РФПИ и арабские инвесторы закрыли сделку стоимостью $200 млн по покупке 25% петербургского аэропорта

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Российский фонд прямых инвестиций и арабские инвесторы закрыли сделку по покупке 25% петербургского аэропорта Пулково. Сумма сделки превысила $200 млн.

Консорциум российских, ближневосточных и азиатских инвесторов закрыл сделку по покупке у "ВТБ Капитал" 25% паев кипрской Thalita Trading Ltd. (Thalita). Ей принадлежит российское ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково с 2010 года).
В состав консорциума входят Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Российско–китайский инвестиционный фонд (РКИФ), Mubadala Development Company (ОАЭ) и Baring Vostok Private Equity Fund V. В результате сделки у ВТБ осталось 25% кипрской компании, еще 24,99% — у катарского государственного инвестиционного фонда Qatar Investment Authority (QIA), и 25,01% — у немецкого холдинга Fraport.
"Усилиями РФПИ был сформирован международный консорциум инвесторов, что позволило привлечь в Россию более $200 млн капитала от ведущих фондов, среди которых есть инвесторы из Азии и Ближнего Востока", — заявил Кирилл Дмитриев, которого цитирует пресс–служба РФПИ.

Вошли в совет

Как ранее писал "ДП", изменения в структуре собственников ВВСС начались еще летом 2016 года. В июле германский Fraport объявил о продаже 10,5% фонду QIA.
Затем последовало заявление о выходе из капитала ВВСС греческого инвестора Copelouzos Group (7%) и кипрской Koltseva Holdings Ltd (7,5%).
В совет директоров ВВСС уже вошли представители QIA — Артуро Карта и шейх Ахмед Аль–Тани. Стоит отметить, что этот фонд владеет долей в лондонском аэропорту Heathrow — одном из самых загруженных аэропортов мира.
Новые собственники пока не оказывают влияния на операционную деятельность петербургского аэровокзала, отмечают в ВВСС.

Никогда такого не было

До начала 2017 года пассажиропоток Пулково стремительно сокращался из–за резкой девальвации рубля осенью 2014 года и обострения военно–политической обстановки (Россия запретила полеты в Турцию и Египет) и по итогам 2016 года опустился до отметки 13,3 млн пассажиров, приблизившись к уровню 2013 года.
В этот период многие иностранные авиакомпании прекратили полеты из Пулково в связи с падением спроса. Надежда на восстановление спроса появилась во второй половине 2016–го, когда Россия и Турция снова подружились, а рубль начал прибавлять в цене.
Одновременно с этим менеджмент ВВСС запустил программу лояльности для авиаперевозчиков. По ней авиакомпании, возобновляющие рейсы, увеличивающие частоту полетов и запускающие новые маршруты, получали скидки на обслуживание в Пулково.
Евгений Ильин, коммерческий директор ВВСС, ранее отмечал позитивные результаты программы лояльности. Среди них запуск новых регулярных рейсов, которых прежде не было, например, в норвежский Берген, в грузинский Кутаиси.

В доходах не потеряли

Падение спроса на перелеты не отразилось негативно на выручке ВВСС. Менеджмент компании компенсировал снижение авиационных доходов увеличением неавиационных (аренда площадей терминала).
В результате чистая прибыль ВВСС по итогам 2016 года достигла рекордной отметки — 2,7 млрд рублей, а выручка превысила 14,2 млрд рублей.
С начала 2017 года Пулково наращивает пассажиропоток на 30% каждый месяц. Летом ранее ушедшие компании возобновили перелеты из Пулково, появились новые маршруты.
По итогам этого года ВВСС рассчитывают обслужить 14,5 млн пассажиров, что станет абсолютным рекордом для петербургского аэропорта.