Дефицит площадей заставляет 3PL-операторов думать о строительстве складов

Автор фото: Байушева Антонина

Желание сократить потери в кризис привело к превращению ООО "Балтстоун" (работает под брендом "Марвел–Логистика") из логистического подразделения "Марвел–Дистрибуции" в самостоятельного 3PL–оператора.

Объем ввода складов в Петербурге, по данным Colliers International, за 2017 г. составит 72 тыс. м2 и станет минимальным за последние 6 лет. Причинами снижения девелоперской активности на складском рынке стали экономический кризис и уменьшение спроса со стороны арендаторов. Однако, несмотря на это, спрос на качественные услуги логистических компаний, особенно связанные со сложными операциями, приводит к дефициту площадей, которые могут быть восполнены в том числе за счет строительства новых складских мощностей.

Заполнить пробелы

Кризис, начавшийся в 2014 году, привел к сокращению продаж в разных сферах, в том числе это коснулось и высокотехнологичного оборудования: компьютеров, мобильных телефонов, мониторов и т. п. Даже у лидеров рынка продажи упали практически на 60%, что привело, в частности, к простою значительного объема складских площадей, договоры на аренду которых были заключены много ранее и ориентировались на куда более позитивные ожидания.
Такая ситуация сложилась, например, с ООО "Балтстоун", принадлежащему семье Сергея Гирдина, одного из совладельцев компаний, работающих под брендом "Марвел–Дистрибуция". На момент начала кризиса "Балтстоун" занималась хранением и логистикой продукции исключительно "Марвел–Дистрибуции", и в результате сокращения продаж около 60% площади складов оказалось незанятыми, что приводило к прямым убыткам. Было два выхода: либо избавиться от площадей, либо заполнить их продукцией других клиентов. В результате в течение 2015–2016 годов удалось увеличить заполняемость складов с 40% до 90%, что позволило говорить о дальнейшем развитии "Балтстоуна" как самостоятельного 3PL–оператора.
На сегодняшний момент в аренде у компании находятся три склада (два в Петербурге, один в Москве) общей площадью 35 тыс. м2. Основным клиентом компании по–прежнему является "Марвел–Дистрибуция", сейчас она дает порядка 35–40% оборота компании. Другими клиентами "Балтстоуна" стали один из крупнейших в мире производителей табачной продукции, ретейлеры сегмента FMCG, представитель "большой четверки" операторов мобильной связи, компании, продающие строительные инструменты, ряд системных интеграторов и т. д.

Управлять по–своему

Так быстро заполнить склады удалось, по мнению генерального директора ООО "Балтстоун" Алексея Келарева, благодаря редко встречающемуся предложению на рынке 3PL. Для большинства клиентов важно не столько хранение груза на складах, сколько его оперативная обработка, сортировка и дальнейшая отправка покупателям. Эти процедуры были отработаны на сложных грузах, включающих разные виды ИТ–оборудования, на котором изначально специализировался оператор.
В сегодняшних условиях оптимизация работы логистических компаний, в частности непосредственно на складе, невозможна без применения современных технологий. По словам Алексея Келарева, чтобы обеспечить все потребности компании, была создана собственная автоматизированная система управления складом, так как имеющийся на рынке софт не удовлетворял требованиям. Так появились во многом уникальные компетенции, складывающиеся из умения работать со специфическими грузами, использования качественного специализированного ПО и грамотной организации хранения. В короткие для этого рынка сроки компания смогла сформировать существенные конкурентные преимущества и заработать репутацию на рынке услуг ответхранения.

В поиске партнера

Однако дальнейшее развитие "Балтстоуна" сдерживает отсутствие собственного склада — в частности, без этого невозможно предложить клиенту более выгодную цену, которая являются одним из важных факторов конкуренции. Даже при наличии потенциальных клиентов найти и арендовать качественный склад сложно.
"На рынке по–прежнему наблюдается дефицит предложения: крупные складские блоки площадью свыше 10 тыс. м2 единичны, — отмечает Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт–Петербурге. — В условиях снижения объемов строительства предложение увеличивается только в связи с миграцией арендаторов, и найти подходящий склад становится все более проблематично". В связи с этим "Балтстоун" как один из вариантов дальнейшего развития рассматривает возможность строительства собственного склада, для чего ищет партнера, имеющего опыт в складском бизнесе. При этом компания рассчитывает заполнить его в течение года–полутора с момента ввода в эксплуатацию.
Как отмечают эксперты, новые проекты в области складского девелопмента на данный момент весьма актуальны: уже сейчас начинает восстанавливаться розничная торговля, позитивную динамику показывает и промышленное производство, поэтому ожидается рост спроса на склады классов А и В и услуги 3PL–операторов.
Компании "Балтстоун" удалось накопить колоссальный опыт в одном из самых сложных сегментов логистики – ИТ-дистрибуции, в режиме 24 часа 7 дней в неделю принимая и отправляя грузы, где может быть несколько сотен различных наименований техники и оборудования. Такой опыт позволяет работать с любыми грузами. Мы – сильный конкурент на рынке 3PL за счет качества предоставляемых услуг, так как в случае обработки сложных заказов потери от неверных операций с грузом могут быть гораздо выше, чем выгода при размещении на складах с более низкой стоимостью аренды.
Сергей Гирдин
совладелец компании "Марвел-Дистрибуция"