Общими усилиями

Автор фото: Беликов Валентин

В конце июля "Деловой Петербург" провел первый летний фестиваль "Здоровый бизнес". Компании — участники фестиваля делятся секретами того, как создать эффективную команду и с ее помощью победить в непростой конкурентной борьбе, при этом сохраняя партнерские отношения внутри коллектива.

Венера Хадеева, директор по персоналу группы "ЦДС":

"С учетом постоянно меняющейся конъюнктуры рынка организациям надо не просто идти в ногу со временем, а максимально его опережать. Поэтому компаниям нужно думать об эффективности бизнес–процессов, и наша компания не исключение.
Бизнес–единица — это структурированная система, которая состоит из взаимосвязанных подсистем, и если какую–либо из них коснулись изменения, то для того, чтобы эти изменения дали нужные результаты, работать необходимо со всей системой — организацией — командой. Поэтому создание эффективной команды является одной из ключевых задач. В первую очередь это должно происходить в корпорате на уровне функционального взаимодействия, но неформальное общение тоже нельзя исключать.
В прошлом году мы провели аудит действующей системы управления и всех бизнес–процессов, после чего разработали план по внедрению инноваций и изменений, определили зоны развития: ИТ–технологии, стандартизация бизнес–процессов, управление проектами и формирование команды сотрудников, ориентированных на достижение результата. Мы перешли от классической иерархии управления компанией к матричной системе, что позволило нам оптимизировать дублирующие бизнес–функции, правильно расставить приоритеты, своевременно обеспечивать проекты ресурсами, развивать и мотивировать персонал и т. д.
Мы уже сегодня отмечаем рост производительности на 25%, использование инновационных технологий в закупках позволяет сокращать издержки на 15% и обеспечивает прозрачность деятельности, внедренная учетная политика своевременно отражает операционные показатели ведения бизнеса на всех этапах производственного процесса.
Эффективная команда— это компетентные сотрудники, способные к самоорганизации и рациональному распределению ресурсов, продуктивно взаимодействующие между собой, оценивающие свои результаты по достигнутым результатам команды. При этом в эффективной команде должны быть: взаимное доверие, уважение и осознание своего места в компании".

Роман Глазков, генеральный директор ООО "Метеор" (First Burger House):

"Бизнес — это не статика, а динамика. Сегодня он успешен, приносит доход и работает как часы. Завтра все может измениться. Рынок развивается очень быстро. Тренды приходят и уходят. Задача предпринимателя — чувствовать эти изменения и подготавливать свою команду к ним. К слову, успешность бизнеса — это не потолок. Всегда есть более эффективные инструменты управления командой и мотивации персонала.
Во–первых, в рабочем процессе должен быть расписан каждый шаг работника. От того, как он приходит на работу, до того, как закрывает смену. Во–вторых, условия и климат внутри команды очень важны. В своей компании я создаю в коллективе адекватный климат и здоровую рабочую атмосферу. Есть мои личные секреты командной эффективности, и самые главные — это доверие, честность и нацеленность на единый результат. Именно глава бизнеса задает темп всей компании, и от его отношения к людям и модели построения бизнеса, которую он внедряет, зависит успех на рынке.
В–третьих — да, неформальное отношение внутри компании необходимо. Люди не роботы. У них есть эмоции. Но все в пределах разумного. В дополнение мы устраиваем выезды коллективом на отдых за город. Это позволяет людям внутри коллектива раскрыться, общаться более непринужденно и проявить себя с другой стороны.
Мы постоянно внедряем систему мотивации для сотрудников. Основываясь на опыте, мы развиваем дух здорового соперничества. Устраиваем соревнования и другие акции внутри компании. Это позволяет видеть лидеров внутри коллектива, продвигать их по карьерной лестнице и всегда приносит хорошие результаты в продажах. Все работает в совокупности. При грамотном подходе растут все показатели: доход компании и дух внутри команды.
Эффективная команда — когда все сотрудники, просыпаясь и приходя на работу, чувствуют себя счастливыми. Когда они готовы решать 100–200 операционных задач и им это интересно! Каждый человек в команде работает в тесной связке с другими отделами, и вместе они приводят компанию к новым результатам, победам и достижениям".

Владимир Жолобов, генеральный директор ЗАО "Биотранс - СП":"

Чтобы компания развивалась, надо, чтобы каждый сотрудник не боялся брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения, высказывать свое собственное мнение. А остальные члены профессиональной команды могли оценивать его предложения, принимать их и выбирать лучшие инициативы. Сотрудник обязательно должен иметь свое мнение по тому, как лучше выполнять свою работу, ведь он настоящий специалист своего дела, именно поэтому он и работает в компании!
Один из показателей эффективности команды — то, что в тяжелые времена она мобилизуется. Меньше времени уходит на различные диспуты, обсуждения. Прекращаются споры — начинается дело. Все сотрудники вспоминают и демонстрируют свои навыки, мобилизуются для совместной работы.
Когда меня учили работать, то говорили, что нужно действовать в сложной ситуации так, как будто опаздываешь на последний автобус. Так и должно быть в работе команды: если поставлена какая–то задача, то ее нужно решать и нет возможности получить на это дополнительное время.
Поэтому команда, которая может работать в таком ритме, — это эффективная команда. Создавать дополнительные стрессовые ситуации, чтобы проверить ее эффективность, на мой взгляд, не надо. Их и так со всех сторон хватает! Потому что какой бы сплоченной ни была команда, как бы ни стремилась она достичь результата, но если извне — со стороны властей, чиновников, регулирующих органов — постоянно будет оказываться давление, то у бизнеса выработается рефлекс: не высовываться, не проявлять инициативу, а значит — и не развиваться. Угрозы и запреты не способствуют повышению эффективности работы бизнеса. Нужны положительные стимулы".

Игорь Большаков, генеральный директор "Ленинград Центра":

"Постоянно думать об эффективности — это наша основная работа. "Ленинград Центр" — это место для культурного досуга в городе, где около 100 театров. Мы создаем и продаем сценические проекты в условиях жесткой конкуренции. К тому же современный зритель достаточно избалован и поглощает информацию отовсюду в огромном количестве, выделиться из общего потока помогает постоянный поиск новых решений.
Пожалуй, залог эффективности — ответственные сотрудники, которые при этом являются еще и единомышленниками между собой. У нас идет постоянное изучение всех инновационных решений, тестирование, поиск новых методов.
Конечно, без желания сотрудников развиваться самостоятельно этот процесс достаточно сложно реализовать. Именно поэтому мы тщательно относимся к созданию команды, которая работает над каждым проектом.
В "Ленинград Центре" очень насыщенная репертуарная сетка, раз в сезон мы выпускаем несколько премьерных шоу. Административные, юридические, экономические нюансы имеют такое же значение, как талантливая хореография и безукоризненное исполнение наших актеров. Такая схема может исправно функционировать только в условиях сплоченной работы всего коллектива, а также постоянного контакта руководства с сотрудниками.
В сложные времена нужно помнить, что решение непростых вопросов становится еще сложнее, и в этот момент сотрудникам требуется немного больше мотивации и поддержки как в рабочем, так и неформальном общении. Для руководства в этот период важно сохранить лицо и стабильность компании".

Вероника Татаренко, директор по операционному планированию региона Восточная Европа пивоваренной компании "Балтика", часть Carlsberg Group:

"О повышении эффективности команды нужно думать каждый день. И не только думать, но и делать все необходимое для этого.
Для меня эффективность работы команды — это выполнение целей, готовность поднимать планку после достижения хороших результатов и способность менять приоритеты работы при изменении бизнеса. Поэтому в условиях перемен, развития бизнеса нужна подготовленная для этих перемен команда.
Главное — это четкое понимание каждым сотрудником, зачем он ходит на работу, что полезного для компании делает. Это звучит очень банально, но так и есть. Зачастую люди совершают ошибки, когда не понимают, зачем выполняют ту или иную работу. Помогает и руководство компании, когда анализирует прогресс выполнения целей по сравнению с прошлым годом.
Еще один из помощников — это еженедельное совместное обсуждение планов дирекции. Каждую пятницу мы проходим по списку проектных работ и с гордостью переносим задачи в статус "выполнено", обязательно рассказывая команде, что полезного сделал определенный сотрудник и как это влияет на результат всей компании.
Эффективная команда — это команда, которая состоит из разных по темпераменту и характеру сотрудников, которые любят и умеют высказывать и отстаивать свое мнение. Могу с уверенностью сказать, что у меня именно такая команда, которой я горжусь.
Во время работы над трудными проектами мы часто организуем совместные обсуждения, и каждый может предложить свой подход к решению проблем. Важно, что руководитель может услышать мнение каждого и выбрать итоговое решение. Таким образом, у всей команды формируется устойчивое понимание, что каждый может положительным образом повлиять на результат работы дирекции и компании в целом.
Результатом слаженной и эффективной работы нашей команды является высокий уровень клиентского сервиса при низких запасах продукции на складах дистрибьюторов и сдерживание роста затрат на логистику с помощью выбора для клиентов оптимального завода "Балтики".